Новосибирской предсеминарии – 20 лет!

15 сентября 2013 г. свое 20-летие отмечает Новосибирская предсеминария. Многие из священников, несущих ныне свое служение в католических приходах России, как и нынешних воспитанников Высшей духовной семинарии в Санкт-Петербурге, начинали здесь свой путь. Обучение в предсеминарии длится два года. За это время ее воспитанник не только изучает такие науки, как история Церкви, литература, иностранные языки, Катехизис, введение в библеистику и многое другое, но и пытается лучше узнать Христа, найти Его в своей жизни, стремится распознать свое призвание и понять, хочет ли Бог, чтобы он полностью посвтил Ему свою жизнь в священническом служении. Выпускник предсеминарии входит в общину Высшей духовной семинарии с духовным и общеобразовательным фундаментом, необходимым для продолжения формации.
О прошлом и настоящем Новосибирской предсеминарии рассказывает ее многолетний ректор, а ныне – духовный отец, о. Майкл Десджардинс, SJ:

«Решение об открытии в Новосибирске епархиальной семинарии для подготовки столь необходимых возрождающейся Католической Церкви священников было принято епископом Иосифом Вертом летом 1993 г., а официальный «день ее рождения» приходится на 15 октября того же года. Сразу же возникло множество организационных проблем, самая главная из которых, пожалуй, – нехватка квалифицированных преподавателей, удовлетворяющих требуемому уровню подготовки будущих священнослужителей. Именно поэтому в конце концов остановились на предсеминарии – двухгодичном подготовительном курсе для тех, кто всерьез думает о священстве. Высшая же духовная семинария была открыта в Москве, а позднее переведена в Санкт-Петербург.
Подобный опыт есть и в других странах, но представлен он в разных формах. Иногда юноши, стремящиеся к поступлению в семинарию, в течение года или двух встречаются с духовником, ездят на специальные духовные упражнения. В других случаях для этого предусмотрены специальные дома и общежития. Специфика же России – в ее огромных расстояниях. В Европе епархия – это один город с окрестностями, а потому кандидатов на поступление в семинарию можно легко собирать по нескольку раз в месяц. У нас же – бескрайние просторы, а значит, подготовка может осуществляться лишь в условиях стационара.
Еще одна особенность – насильственно прерванная католическая традиция. Среди желающих стать католическими священниками значительный процент составляют неофиты, и им требуется время, чтобы проверить основательность своего обращения и твердость намерений посвятить себя служению Богу. Молодые люди имеют возможность узнать, не ошиблись ли они в своем призвании. Ведь самоотречение, предоставление себя в распоряжение других людей (Народа Божия), которое и составляет суть священнического служения, – дело очень нелегкое, требующее великой ответственности.
Еще нужно учесть, что большинство нашей молодежи не прошло «курса религии в школе», т.е. никогда не изучало систематически Катехизис, Библию, латинский язык… Этот пробел необходимо восполнить.

Сначала предсеминария располагалась в частном доме. Первым ее ректором был о. Александр Кан, а его заместителем – о. Янез Михельчич, приехавший в Сибирь из Японии на время отпуска. Оба – иезуиты. А с февраля 1994 г. к работе в предсеминарии приступил и я, став ее духовным отцом.
Тогда, в начале 90-х, нам всем пришлось решать много практических проблем. В первый год у нас было всего четыре воспитанника, двое из которых впоследствии стали священниками. В 1997 г. условия для работы предсеминарии значительно улучшились: она переехала в здание по соседству с Кафедральным собором. Ныне оно уже снесено, а предсеминария размещается в здании рядом.
День наших воспитанников очень насыщен. Кроме религиозных предметов (изучение Катехизиса Католической Церкви, введение в библеистику, история Церкви), большое внимание уделяется гуманитарным дисциплинам (русский язык и литература, история России, латинский язык и иностранные языки). Это потому, что чаще всего к нам приходят люди с техническим образованием, а священнику, помимо специальных познаний, необходима высокая гуманитарная культура. Разумеется, программа предсеминарии – это не только учеба. Особое внимание уделяется духовной формации через участие в ежедневной Мессе, проведение духовных размышлений, медитаций, испытания совести. Раз в год проводятся восьмидневные духовные упражнения.
Режим дня у нас – «семинарский». Подъем – в шесть утра, отбой – в десять вечера. Для всех воспитанников обязательна работа по дому и участие в социальной работе – с бездомными, в доме престарелых, доме сестер Матери Терезы. Летом у нас предусмотрена месячная практика под руководством настоятеля того или иного прихода. Работа – самая разная, от проведения катехизации, занятий с детьми и молодежью до уборки храмовой территории и участия в ремонте храма.

Наши воспитанники – очень разные люди с разным уровнем образования, разного возраста. Диапазон возрастов за прошедшие годы – от шестнадцати до сорока пяти лет. Большинство – с высшим или средним специальным образованием. Сам я убежден, что оптимальный вариант, это когда молодой человек перед поступлением в предсеминарию уже получил светскую специальность. Хотя были у нас и счастливые исключения: есть такие юноши, которые пришли к нам сразу после средней школы, а потом стали прекрасными священниками. Оглядываясь назад, могу сказать, что через нашу предсеминарию прошло более полутора сотен человек. Большинство из них священниками не стало, но мне хочется надеяться, что время, проведенное в ее стенах, не было потеряно напрасно. Кому-то оно помогло оценить подлинность своего , и они отказались от дальнейших планов по поступлению в семинарию в Санкт-Петербурге. Другим оно помогло стать сознательными католиками-мирянами, привило им вкус к духовной жизни.
В сущности, та школа молитвы, которой является предсеминария, полезна всем без исключения верующим. Поскольку мы – ее руководители – являемся иезуитами, то предлагаем нашим воспитанникам игнатианскую духовность. Между прочим, св. Игнатий Лойола впервые стал преподавать свои духовные упражнения именно мирянам. В сущности же, игнатианская духовность вполне универсальна, предназначена как для священников, так и для мирян. Любой приобщившийся к ней человек сможет затем строить свою жизнь на этом прочном фундаменте, даже если и не станет священником.
Я убежден, что нам необходимо постоянно анализировать наш прошлый опыт, причем делать это вместе с преподавателями. От этого непосредственно зависят наши дальнейшие перспективы. Хочу еще с удовлетворением отметить улучшение наших связей с высшей семинарией в Санкт-Петербурге. После того, как ее ректором стал монсеньор Пьетро Скалини, наше сотрудничество вышло на новый уровень.

Что нужно, чтобы поступить в предсеминарию? Конечно же, быть мужчиной… Иметь образование не ниже среднего… Самое же главное – иметь желание служить Богу и народу Божию, искать именно служения, а не себя самого. Обязательными являются и рекомендации от своего епископа и приходского настоятеля».

Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна