Нищие и бездомные – неудача Бога?

Нищие и бездомные – неудача Бога?

Цыганам помогать нет смысла – они себе «на жизнь» наворуют. Пьянчужка всё равно пропьет. Бездомному твои копейки погоды не сделают, а на всех не напасешься. В этих аргументах – житейский опыт. Но, как пение петуха в ночь предательства, именно для тебя звучат слова: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Что делать, когда уделять время нищим совсем не хочется, но Господь этого прямо от нас требует, журналист Юлия Коминко спросила у Юрия Лифансе, главы общественной организации «Друзья общины святого Эгидия» в Киеве, которая бескорыстно помогает бездомным и нуждающимся.

dsc_7015

– Юрий, друзья общины святого Эгидия по всему миру опекают всех без разбору, и у меня такой вопрос: помочь человеку ведь тоже нужно уметь. Как подойти, как предложить, если видно, что он нуждается? Взять, к примеру, цыган, с которыми вы постоянно контактируете. Да, иногда и рад бы хоть что-то для них сделать, но это такие непредсказуемые люди, от них чего угодно можно ожидать.

– Цыган боятся даже . Это такая категория людей, которую боятся все. Но проблема есть, и на нее нужно смотреть глубже.

Сегодня мы все боимся чужого и другого. Ромы – странные. Это один из последних народов, который ведет полукочевой образ жизни: у них есть дома, в которые они регулярно возвращаются, но в любой момент они всё равно могут сорваться с насиженного места и уехать. У нас в соседнем дворе поселились две ромских семьи, и стало сразу заметно – они любят пообедать на улице, у них много детей, и вообще это совершенно иные люди.

А мы боимся «иного» человека.

Подобный кризис переживает в настоящее время Европа в связи с беженцами. Впервые с 1945 года люди в Мюнхене увидели колонну беженцев. Это очень сильно поразило современное общество: вдруг в твоем привычном мире всё начинает происходить по-иному. Это требует переосмысления своей самоидентификации.

Очень часто, когда мы смотрим на другого, из-за того, что не знаем его, поддаемся влиянию всевозможных предрассудков. Все боятся цыганского гипноза. Это – миф. И, простите, больше нужно бояться электорального гипноза. Каждые пять лет мы упорно голосуем за каких-то людей, а уже через неделю почему-то в них разочаровываемся – будто с самого начала не знали, что и предыдущие обещания они не выполнили.

Бояться нужно коммерческого гипноза – когда мы меняем модель телефона только потому, что нам сообщают, что она устарела. Вот это гипноз, и гораздо более опасный, чем мелкие мошенничества бедных людей.

А познакомиться очень просто. Мы приходим, готовим еду, выходим с ней на улицу, видим человека, который просит. «Добрый вечер! – говорю я. – Меня зовут Юра. Вы хотите кушать? Как вас зовут?» Это совсем не страшно, приблизительно так, как вы поступаете, когда появляется новый коллега на работе.

Не сразу люди идут на контакт, некоторые вообще не откликаются. Но это уже отдельная история. А вообще бездомные дружат точно так же, как все – с кем-то находишь общий язык, с кем-то нет.

Мне кажется, в этом смысле мы имеем какие-то мифические представления о людях – говорим о них, как об инопланетных существах, будто они думают по-другому, мыслят не так, как мы. На самом деле ромы, бездомные дружат одинаково, доверяют тем, кто не подведет, не оставит.

966142_511448968969309_751121153_o

 

– Простите, но не совсем одинаково. Люди нуждающиеся обладают каким-то поразительным умением моментально «садиться на голову». И дружат, пока ты помогаешь. Неужели вы с таким не сталкивались?

– Где залезет, там и слезет, вообще-то.

Но хороший друг – это не тот, кто постоянно поддакивает и комплиментами осыпает: «Ой, ты сегодня красивый такой, похудел на полкило, помолодел…» Дружба – требовательная. Ты не можешь дружить с человеком и не пытаться помочь ему, сделать его жизнь лучше, не можешь забыть его, когда он умер.

– Разве вы не сталкиваетесь с тем, что вас пытаются использовать? 

– А кто в нашей жизни не пытается нас использовать? Начальник на работе норовит ввести трудовое рабство: платит ставку, а работать заставляет с 7.00 до 23.00.

В семье бывает – муж или жена всё время хотят, чтобы мы делали то, чего нам совсем не хочется.

В том числе и бедные люди. Но делают они это гораздо более настойчиво, потому что перед ними стоит проблема – выжить. Современное общество не предлагает выхода из сложной ситуации старику, например. Вот бабушка и расскажет вам, что собирает на лекарства или кормит семью погибшей дочки. Это реальность.

– Что вы делаете, если видите, что история явно не соответствует действительности?

– Говорю: «Кажется, в прошлый раз вы рассказывали немного по-другому». Но для этого нужен прошлый раз, для этого нужен следующий раз.

По большому счету, тебя нельзя обмануть – вытащить из тебя то, что ты не можешь дать. Поэтому я всегда говорю, что не переживаю, что сделаю слишком много, потому что всё равно не сделаю больше, чем смогу.

И потом, то, что мы даем, это не наше, нам оно дано как дар. Не наша заслуга, что родились в благополучной семье – благодаря Богу. Незаслуженно получили друзей, которые нас поддерживают. А человек на улице выживает. И требовать от него особенной вежливости или кристальной честности – нечестно, мы ведь даже к себе таких стандартов не применяем.

Мы, наверное, хотим, чтобы бездомный три раза в неделю ходил в спортзал, выражался исключительно пушкинским или шевченковским языком, не пил, не курил – вот такому будем подавать милостыню хоть каждый день.

SOK_5500

 

– Случалось ли вам разочаровываться в людях, в друзьях, которых вы приобретали на улице?

– Бывают неудачи. В этом смысле важно всегда читать Евангелие и молиться. Слово Божье дает множество примеров и ситуаций. Вот апостол Павел ругается с галатами: как это так, после трапезы Господней кто-то уходит голодный, а кто-то, наоборот, объедается. Или история взаимоотношений между Иисусом и Петром, которая начинается с большого вдохновения: посреди рабочего дня Петр оставляет всё и уходит за Христом. А в конце Своего земного пути Господь ему говорит даже такие слова: «Отойди от меня, сатана!» А затем Петр и вовсе трижды отрекается.

Разочарование Христа во многих местах видно: «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали…» Вот сказано о том, как люди отходят от Него, ученики постоянно не понимают. Особенно трагичен в этом отношении путь в Иерусалим, когда Господь говорит: «иду пострадать», а двое братьев-апостолов спорят, чтобы им сесть от Него по правую и по левую руку в Его царствии.

Неудачи есть. Иуда – это неудача Бога. Сама история Иисуса – это неудача. Потому что Он вышел из провинции, прославился на всю страну, но окончил жизнь как преступник на кресте. И это даже не пожизненное заключение, а позорная казнь.

Но история неудачи компенсируется надеждой на Отца в Гефсимании: «Не Моя воля, но Твоя». Не терять надежды – вот что действительно важно, потому что надежда, как сказал апостол, не постыжает.

История дружбы с бедным человеком – это, в том числе, история неудачи. Что помогает? Помогает молитва. Когда мы приступаем к молитве, первое, что делаем, это признаем свою малость, свою ничтожность. Ожидать от ничтожного, который стоит перед лицом Бога, что он сделает больше, чем Бог, – это, мягко говоря, несколько завысить свое мнение о себе.

Но одновременно Христос говорит: «Будьте святы, как Отец Мой свят». Это – призвание.

Христианин – это человек, который черпает силу из молитвы. Про Общину святого Эгидия часто говорят, что это благотворительная организация. Но мы прежде всего молитвенная христианская община. Люди собираются на молитву, в воскресенье приступают к Евхаристии, и в Евхаристии рождается общая молитва и служение бедным. Мы верим, что с помощью молитвы можно изменить мир.

Собираясь вместе вокруг Трапезы Господней, мы встречаем Того, Кто победил смерть. Поэтому будем держаться за Него – как Евангельская женщина кровоточивая, как те люди, которые выносили больных, чтобы тень апостолов упала на них, как нищий Лазарь, питающийся крохами со стола богача.

Будем держаться за Него и не терять надежды. Христиане – реалисты, наш реализм основан на том, что смерть побеждена. Об этом нужно помнить. А провалы, неудачи – это всего лишь часть жизни.

SOK_0398

 

 

– международная организация христиан, созданная в Риме в 1968 году. Действует в 75 странах мира и насчитывает более 50 тысяч членов. Община всемирно известна своими проектами социального, культурного и гуманитарного характера, а также миротворческими инициативами.

Ее работа была отмечена многочисленными международными премиями.

В России и Украине действует сообщество «Друзья общины святого Эгидия» – движение православных христиан, живущих в духе Общины. Оно ведет практическую работу по поддержке пожилых людей, бездомных и других нуждающихся и одиноких людей, особое внимание уделяя просветительской и воспитательной работе в университетах и школах, направленной на привлечение внимания молодежи к вопросам городской бедности, а также к другим общественно-культурным проблемам.

 

 Источник: Правмир

 

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна