«Наша харизма включает лучшее от харизм других орденов»

Интервью с отцом Эстебаном Думонтом, настоятелем провинции Конгрегации Воплощенного Слова в России

После окончания Когресса католических семей в Казани (1 – 5 мая 2014 г.), видное участие в организации которого принимали отцы из Конгрегации Воплощенного Слова, настоятель Российской провинции этого ордена о. Эстебан Думонт получил приглашение епископа Иосифа Верта посетить Новосибирск, чтобы обсудить здесь некоторые вопросы. Отец Эстебан побывал и в редакции нашего издания, где любезно согласился ответить на некоторые вопросы.

Расскажите, пожалуйста, о вашей Конгрегации. Как она возникла? Кто ее основатель?

Основатель нашей Конгрегации – аргентинский священник Карлос Буэля. Конгрегация появилась в Аргентине 30 лет тому назад. 25 марта этого года мы отметили свой юбилей. 25 марта – это торжество Благовещения, день, когда Слово стало плотью, и это – наш патрональный праздник.
Ныне мы работаем во многих странах, более, чем в 50-ти епархиях, в том числе и в странах постсоветского пространства: в России, Казахстане, Украине. У нас также есть миссия sui iuris в Таджикистане, которую поручил нашей Конгрегации Папа Иоанн Павел II.
Главная духовная семинария нашей Конгрегации находится в Аргентине, на сегодняшний день в ней 80 воспитанников. Есть еще международная семинария в Италии, а также семинарии в США, Перу, Бразилии. Ныне много наших священников служит на Ближнем Востоке: в Ираке, Сирии, Ливане, а также в Африке и даже в Папуа – Новая Гвинея. У нас – очень быстро растущая Конгрегация.

И какова же ее харизма?

Официальной нашей целью является евангелизация культуры. Но это звучит несколько абстрактно, поскольку таким же являются цели и многих других орденов и даже Церкви в целом.
Но дело в том, что, согласно замыслу нашего основателя, о. Карлоса Буэля, наша харизма должна была впитать всё лучшее из харизм уже имеющихся орденов. У последователей св. Иоанна Боско, салезианцев, мы переняли такую форму работы с молодежью как Ораторий и его специфические методы. Мы, подобно иезуитам, даем игнацианские духовные упражнения, следуя методу св. Игнатия Лойолы. Мы проводим народные миссии, как отцы-редемптористы, и в приходах, и даже на улицах, в том числе, посещая дома. Мы работаем в школах, в масс-медиа, вообще стремимся работать везде, где это возможно.

Название вашей Конгрегации как-то связано с ее харизмой?

Безусловно. Мы стараемся воплотить Иисуса Христа во всех жизненных сферах, важных для человека.

У вашей Конгрегации есть женская ветвь? Ветвь восточного обряда?

Да. Наши сестры-монахини помогают нашим священникам на окормляемых ими приходах. Вместе со священниками они образуют «Духовную Семью Воплощенного Слова».
На Украине у нас существует отделение византийского обряда. После года новициата кандидаты из этой страны продолжают свою формацию в международной семинарии в Италии, где три раза в неделю участвуют в восточной Божественной Литургии на украинском языке. В Египте у нас есть священники, которые служат в коптском обряде. Вообще мы открыты всем обрядам и принимаем в свои ряды всех, кто имеет призвание, вне зависимости от обряда.

Каким образом ваша Конгрегация пришла в Россию?

Это произошло по просьбе епископа Тадеуша Кондрусевича в 1993 г. Первым местом служения наших священников стал город Бугуруслан в Поволжье. Мы приехали на пустое место, затем общими усилиями удалось построить небольшой деревянный храм. Потом мы начали служение в Казани. Сначала нам передали маленькую часовню на кладбище, а в данный момент мы имеем большой красивый храм в центре города, построенный на средства Республики Татарстан.
Ныне мы работаем во всех четырех католических епархиях России, и у нас пять общин. По два священника служат в Хабаровске, Омске, Казани, Ульяновске…

А почему именно по два?

В нашей Конгрегации обязателен принцип общежития. На каждом месте нашего служения должна существовать община – минимум два человека. Хотя желательно было бы три или больше. Но, к сожалению, в России наших священников пока еще очень немного.

Отец Эстебан, расскажите, пожалуйста, о Вашем личном пути к монашеству и священству.

Я родился и жил в городке Сан-Рафаэль, департамента Мендоза, вблизи чилийской границы, в котором, собственно, и родилась наша Конгрегация. И приход, к которому я принадлежал (совсем рядом с моим домом), окормлялся ее священниками. В 13 лет я стал министрантом. В 18 лет, по окончании школы, я стал задумываться о священстве. Распознанию очень помогли пройденные мною игнацианские духовные упражнения. Пройдя всю необходимую формацию – год новициата и шесть лет семинарии – я 15 декабря 2004 г. был рукоположен в священники, а уже в феврале следующего года приехал в Россию, не зная на тот момент ни слова по-русски.

Это было Ваше личное желание или желание Ваших настоятелей?

У нас среди прочих обетов есть и обет послушания. Хотя нас не заставляют делать что-либо, а предлагают. Мне сказали: «Нужен священник в России. Готов ли ты туда поехать?» Я ответил утвердительно и приехал. Год с небольшим я провел в Ульяновске, а затем меня направили на юг Казахстана, в город Чимкент. После чего вернулся в Россию, уже в качестве регионального настоятеля. Поскольку полноценное служение на приходе оставляет слишком мало времени для исполнения настоятельских функций, я в настоящее время являюсь викарным священником в приходе города Луга в Ленинградской области.

Служение в других странах, где приходится с нуля осваивать язык и входить в контекст местной культуры, – это нормальная практика для священников вашей Конгрегации?

Да, именно так. В самой Аргентине у нас очень немного приходов. Большинство наших миссий – вне Аргентины. Мы – миссионерская Конгрегация, работаем в приходах в согласии с нашей харизмой.

Аргентина – страна с богатыми католическими традициями и католиков там большинство. Как Вы себя чувствуете в России, где католические общины совсем немногочисленны?

Все наши священники прекрасно чувствуют себя в России. Мы очень довольны. Мы рады работать в России.
Вообще, наш основатель рассматривал как одну из сторон нашей специфической харизмы готовность ехать туда, куда другие священники ехать не хотят. В чем-то в России работать тяжелее, чем в католических странах: здесь маленькие группы верующих, зато очень большие расстояния. Однако здесь много что можно осуществить. И мы делаем всё, что в наших силах. Здесь – настоящая миссия!

Планируете ли вы открывать новые приходы в России?

Подобные планы могут быть, но, к сожалению, наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями. Пока у нас слишком мало священников. Хотя просьбы и предложения о сотрудничестве звучат и из вашей епархии, и из других католических епархий России.

Есть ли у вас призвания из числа русской (русскоязычной) паствы?

Слава Господу, такие призвания есть. У нас есть уже два русских священниках. Один из них, о. Андрей Старцев, служит в вашей епархии, но в настоящее время изучает философию в Риме. Другой – о. Евгений Кондратенко родом из Санкт-Петербурга, рукоположенный в августе прошлого года, – служит ныне в Ульяновске. Есть сестры-монахини из женской ветви нашей Конгрегации. Есть призвания из Таджикистана: один – чистый таджик, другой – наполовину таджик, наполовину русский. Они уже учатся в семинарии в Италии, как и другие кандидаты из Хабаровска, поселка Саргатского Омской области и из Москвы.

Каким образом проходит формация кандидатов на вступление в вашу Конгрегацию?

Сначала – год новициата, где кандидат знакомится с духовностью нашего ордена и имеет время для распознания своего призвания. Место новициата зависит от обряда, в котором намеревается служить кандидат. Новициат для будущих священников византийского обряда организован нами на Украине. Мы поощряем всех, кто был крещен в восточном обряде или укоренен в восточно-христианской культуре, хранить верность именно этой традиции. Так наш кандидат из Москвы, о котором я уже говорил, проходил новициат на Украине. В будущем эти люди смогут стать биритуалистами, т.е. служить в обоих обрядах (своем родном и латинском), что тоже немалый плюс. Для русскоговорящих латинского обряда существует новициат в Таджикистане.
В время новициата, кроме духовных практик, много времени уделяется и изучению языков. Официальный язык нашей Конгрегации – испанский, второй язык – английский, однако особое внимание приходится уделять и итальянскому языку, на котором ведется обучение в международной семинарии в Италии, где учится большинство наших воспитанников.
Формация наших священников проходит исключительно в наших собственных семинариях, а не в епархиальных, поскольку для нас очень важны единство духа и понимания харизмы, как и общинный принцип жизни.

Если бы кто-то из наших читателей заинтересовался вашей Конгрегацией, захотел бы узнать о ней побольше, а потом, может быть, и вступить в нее, с кем бы он мог связаться?

Он мог бы связаться с приходами в Хабаровске, Омске, Ульяновске или Казани, которые окормляются нашими священниками (их контактные данные можно найти в интернете). Или зайти на сайт Российской провинции нашей Конгрегации: iverussia.org.

Беседовал В. Дегтярев

Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна