Проповедь Владыки Иосифа Верта на начало Года священника
Где существуют люди, существуют священники. Они – посредники между Богом и человеком. Человек нуждается в помощи Бога и приносит Ему жертвы. Уже сыновья Адама и Евы, Авель и Каин, приносили Господу дары: Авель, пастырь овец, принес от первородных стада свого, а Каин, земледелец, принес от плодов земли (Быт 4,1-4). Позже каждый род поручал представителю рода приносить жертвы Богу. Не было рода или народа без жертвенника, без служителя. Как нет религии без жертвоприношения. Когда это не был старейший в общине, избирали жреца, называли священником. Всегда от священника, посредника людей пред Богом, требовались качества моральные и умственные, святость, откуда и термин «священник».
Библия дает нам богатую информацию о священниках в Израиле и подробные предписания о жертвах, приносимых сначала в родах, а затем в Иерусалимском храме.
Как жрецы в религиях других народов, у евреев священники были хранителями культа, священных традиций. Священники всегда считались глашатаями Бога. Были у них две задачи: служение культа и слова.
Иисус Христос священником Себя не называл: Он был человек и Бог, но принес в жертву Самого Себя как священник. Кровь, изливаемая Им, вызывает в памяти кровь пасхального израильского агнца. Христос принимает смерть, на которую обрекают Его. Он Сам приносит ее, как священник приносит жертву. Он ждет от нее искупления грехов. Это – чаша Нового Завета, спасения Своего народа.
Новый Завет – это и есть Слово Его. Иисус пришел исполнить Закон Моисеев, но превзошел его законом любви евангельской. Его слово, Благая весть – высшее откровение Премудрости Божьей.
Апостолов священниками Иисус не называет, но поручает им священническое совершение жертвы за спасение людей, проповедь Благой вести. Этим Он прочно устанавливает Церковь. Он дал священникам Свои полномочия и вверил им Евхаристию.
Для продолжения своего дела апостолы ставили ответственных людей. Некоторые из них назывались «старейшинами», по-гречески – «пресвитерами», позднее – священниками, иереями.
Среди священников был установлен определенный юридический порядок, мы говорим о священническом чине. По-русски это – священство, в противоположность мирянам. Но без мирян нет Церкви, Церковь составляют миряне. Апостол Петр видит в них «царственное священство», о котором говорил пророк Даниил: «Величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего» (Дан 7, 27). Иисус Христос приобщает к Себе и к своему священству всех людей.
В Римской Церкви распространение получил целибат священников. Безбрачие мужчин и женщин было в большом почете в самом начале Церкви. Об этом свидетельствует культ святых, посвятивших Богу тело и душу, или своей смертью сохранивших целомудрие. Правда, Апостолы, кроме Иоанна, были женатыми. Таких избрал Спаситель среди геннисаретских рыбаков, других не было. У евреев не было особого почитания людей, отказавшихся от брачной жизни. Деторождение было заповедью Божьей. Бог создал Адама и Еву, благословил их, «говоря: плодитесь и размножайтесь» (Быт 1, 22). И еще: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт 2, 18). В Царстве Божьем, устанавливаемом Христом, выявляется новый идеал. Будут люди, которые для Царства Небесного «оскопят самих себя» (Мф 19, 11), откажутся от брака. Они пойдут за Христом, подражая Ему, желая жить, как Он.
Многие мужчины и женщины, таким образом, посвящали себя Богу, особенно священники, и целибат стал требоваться от всех священников Церкви римской. Безбрачие придает им некий моральный ореол, и в то же время верующие желают видеть в своих священниках свидетелей подлинной жизни с Богом.
Открывая Год священника, Святой Отец, глубокий теолог, мог посвятить свое Послание богословскому размышлению о значении священства и о его роли в Церкви. Но, пользуясь 150-летием со дня кончины святого Иоанна-Марии (Жана-Мари) Вианней, покровителя всех приходских священников мира, Папа отложил свое богословское перо и дал конкретный, реальный, можно сказать экзистенциальный, образ простого настоятеля небольшого провинциального прихода. В своем Послании Папа, не пользуется сочинениями биографов, а дает слово самому Иоанну-Марии. Из всего богатства его метких фраз, ставших пословицами, Святой Отец мог выбрать только самые известные. «Священство – любовь сердца Иисуса». Или: «Священник – это нечто настолько великое, что поняв это, сам священник бы умер». «Только в небе он поймет, кто он». А Евхаристия? «Бог повинуется ему, священник произносит два слова, а наш Господь на его голос сходит с неба и скрывается в малой облатке».
Жан-Мари с трудом окончил семинарию, и ему был поручен городок в 230 жителей. Он настолько связал себя с его храмом, что физически хотел жить в нем. Не знал он, что придет время, когда не сможет выйти из храмовой исповедальни и далеко за полночь. Он стал исповедником, к которому стекались кающиеся со всей страны.
Арский Пастырь понимал душу грешника: он согрешил, покаялся, и опять согрешил. По этому поводу Жан-Мари сказал: «Бог знает, что вы согрешите опять, но Он хочет забыть то будущее, когда вы опять согрешите». Город Арс стали называть больницей душ. Кроме того, Жан-Мари считал обязательным посещение больных, заботу о сиротах. Он привлек к делу прихожан и создал дом «Провидения».
Жития некоторых святых изобилуют свидетельствами о божественных видениях, чудесах. В этом отношении священник из Арса был человеком обычным, но он поразил умы людей, далеких от Церкви, и антиклерикалов Франции. Его житие печаталось, переводилось, было предметом ученого труда каноника Трошю и награждено государственной премией славной Французской Академии.
Сегодня католическое священство подвергается нападкам. Средства массой информации выискиваются все случаи, чтобы унизить в общественном сознании наше священство. Сами не признают никакой морали но, где могут, раздувают моральные скандалы, подстрекают на судебные процессы. Придираются к высказываниям Святого Отца, епископов, и превозносят заявления какого-нибудь священника-отступника. (Об этом мы наслышаны).
И среди католиков встречаются ядовитые критики. Не все, считающиеся харизматиками, вдохновляются Духом Святым, требуя высокой святости от каждого служителя Церкви; строгие судьи, они не прощают малейшего отклонения от некоего высокого идеала, ими вымышленного.
А я сам, сама? Принимаю ли всем сердцем священника, которому меня поручил Отец Небесный в приходе? Может быть, что в храме я – простой потребитель, требующий услуг священника, желающий, чтобы он непременно учитывал мои взгляды на приход, на обряды, на церковное пение, на обустройство храма.
Часто, очень часто даже богомольные прихожане оставляют своего священника один на один с его проблемами – приходскими, личными и материальными, как будто он – сверхчеловек и ни в чем не нуждается.
Пусть каждый из нас скажет самому себе: я уважаю своего священника, которого нам прислал Господь Бог, люблю его, помогаю ему, и благодарю Господа за то, что не оставляет нас без Тела и Крови нашего Спасителя.