Мой мир в Канаде

Канада — очень богатая страна. Очень больно, что среднее поколение равнодушно к религии. Миссий у меня немного: Ламонт, где я живу, затем каждый уикенд я езжу в Скаво (16 км), в Сант-Ми-шель (18 км), Мундаве (34 км) и раз в месяц служу святую мессу в больнице в Виллингтоне (62 км). В последнее воскресенье на мессе в Мундаве было только 17 человек, и часто я — самый младший в церкви (мне 47 лет). Очень мало призваний к священству. В прошлом году после 4 лет «засухи» было рукоположение одного священника. Теперь — «толпа» в семинарию: на всех курсах учится 10 клириков. Сколько из них дойдет до священства? Меня внесли в список «священнической молодежи» — нас пять священников, которым еще нет 50 лет.

Ламонт насчитывает около 1600 человек, из них около 10% — католики римского и византийского обрядов. Работают здесь священники — украинский греко-католик, православный, министр United Church of Canada и министр Alliance Church, но большинство жителей — это религиозная пустыня. Великая трудность есть и в том, что Канада имеет очень много различных «религиозных групп» — они называют себя церквами, но в действительности это общества религиозного характера. Например, в Эдмонте, где живет 700 тысяч людей, зарегистрировано 250 «церквей». Некоторые из них можно легко «узнать»: католические, православные, лютеранские, но есть и такие, как, например, «церковь Господа», «церковь живого Евангелия», «церковь общины» и так далее. Группа людей, регистрируя свою «церковь», избирает пастора — министра, затем они печатают свою программу, которая часто является отрывками из разных протестантских ветвей, и начинают работать. Эффект от этого таков, что министры и названия «церкви» меняются одновременно. Я часто думал над этой проблемой и пришел к выводу, что люди здесь с рождения не получили хорошего религиозного вопспитания, ищут себе чего-то и создают все по своей воле и в соответствии со своими желаниями. В этой мешанине вероисповеданий почти невозможно вести катехизацию в школе. В Эдмонте и нескольких других городах есть открытые религиозные школы, в том числе католические. В других местах работают только общеобразовательные школы. Там, где родители пожелают, религию можно преподавать с 1 по 6 класс. Часто бывает, что катехизацию ведут сами родители, и в этом большая проблема — какое у них образование? В католических школах катехизацию ведут миряне, и я боюсь, что в этой религиозной мозаике теряется точное учение католической Церкви. Самодовольство и поиск выгоды уменьшают пользу исповеди, разрывают узы брака.

Я здесь уже третий год, и меня постоянно удивляет эта реальность. Я люблю людей, с которыми работаю. Большей частью это потомки украинцев и поляков, живущие здесь уже несколько поколений. Самые старые помнят еще чуть-чуть польский или украинский, но работаю я с ними на английском. Мои прихожане в основном фермеры, крестьяне. Пространство Западной Канады разделено на фермы от 100 га и выше. Есть и такие, которые имеют больше 1000 га. Работа фермеров — не из легких. Здесь святое причастие дается на руку, и я вижу, как натружены их руки.

За месяц перед моим посвящением в настоятели в Ламонте разрушилась местная церковь. Здесь почти все было сделано из дерева. Я служу теперь в украинской церкви, и поэтому мне все нужно носить с собою в чемоданчике: вот я и миссионер, как в Сибири. С приходским комитетом по строительству мы пытаемся подготовить начало строительства новой церкви, но это очень трудная проблема, касающаяся прежде всего денег. Многие из моих прихожан могли бы заплатить за строительство церкви, но с самого начала они предупреждают, что не желают, чтобы священник говорил о деньгах. Я пытаюсь говорить с прихожанами, что это их задача — построить дом Божий, но эффекта пока нет.

Что меня здесь держит и почему я не возвращаюсь в Европу? — Я люблю этих людей, которые, как говорится в Евангелии, «овцы без пастыря». Учусь работать со старшими. Не удалось мне создать группки молодежи. Однажды я услышал: «Не было здесь такой традиции». Так давайте создадим новую традицию! Богатые родители, богатые школы и клубы заполняют время молодых, а дома — Интернет… У многих из моих фермеров я вижу открытость и простоту при почти полном отсутствии религиозных знаний.

Откровенно говоря, жизнь здесь очень хорошая. У меня хороший дом, хороший автомобиль, здесь очень хорошие дороги (кстати, у нас тоже бывают температуры —37 и —40 градусов, хотя эта страна не называется Сибирью), богатые магазины… И в моем сердце тоже бывает скука, когда я смотрю на этих людей. Но я помню, что работаю не в «своей личной Церкви», а в католической. Господь знает, что нужно нам и нашим людям. И надо стараться всю свою жизнь сотрудничать с Ним.

О. Адам Лех, Канада

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна