Катехизаторы Преображенской епархии собрались под Новосибирском на духовные упражнения
С 4 по 6 марта в Епархиальном пастырском центре «Вифлеем» в селе Мочище под Новосибирском прошли великопостные духовные упражнения для катехизаторов Преображенской епархии под девизом «Милости хочу, а не жертвы». Эта тема была навеяна отмечаемым ныне Юбилейным Годом Милосердия. Кроме того, духовные упражнения подарили нам дивную возможность солидаризоваться со всем католическим миром в молитве по призыву Папы Франциска, который предложил Вселенской Церкви поднять свой голос в канун 4-го воскресенья Великого Поста в неустанном прославлении таинства Примирения и Покаяния. Нашим духовным наставником в дни реколлеций стал о. Якуб Блащишин, SVD, а их центральной темой было Милосердие Божие.
Духовные упражнения начались с Крестного Пути: ведь именно Голгофа есть вершина Божьего Милосердия. «И если Бог широко открывает нам двери Своего Милосердия, то и мы должны распахнуть навстречу ему свои сердца», — призвал нас отец Якуб. А «сердцем» духовных упражнений стали Евхаристия и адорация Святых Даров, на которой мы стремились услышать, что говорит нам Господь из глубин наших сердец, а также Таинство исповеди.
За то короткое время благодати, которое нам выделил Господь и организаторы реколлекций, мы прошли путь со дня сотворения мира до Голгофы, окунаясь в непостижимую тайну и глубину Милосердия Бога, как в источник неиссякаемой милости и блаженства.
«Яхве – Бог Милосердия». Так звучала тема первой встречи, на которой о. Якуб прежде всего обратил наше внимание на то обстоятельство, что Бог, желая донести до нас Благую Весть, избрал для этого самый «смиренный» язык – иврит. Мы разбирали значения некоторых слов, через которые Бог открывал всю многогранность Своего Милосердия. Далее отец Якуб раскрыл нам парадоксы проявлений милосердия Бога в Ветхом Завете. Ведь при попытке найти рациональное объяснение многим действиям Господа наш разум нередко сталкивается с серьезными противоречиями. И мы нашли ответ: Бог – не наивный и не банальный персонаж, готовый просто закрыть глаза на зло и грех человека, делающий вид, что ничего не случилось. Гнев Божий – это реакция Бога на зло, а также активное и динамическое проявление Его святости и милосердия. Милосердие Бога открывается именно в Его гневе, выводящем человека из ситуации греха. Такая встряска нужна грешному человеку: это – как лечебница для души. Задумывались ли мы о том, почему Господь не оставил Адама и Еву с их грехами и не начал по-новому творить что-то другое, что-то лучшее, такое творение, которое бы Его прославляло, такое идеальное «общество святош»? Но нет!!!! Он не оставил падшее человечество! Он и есть Милосердие, так как Милосердие – это не что-то, а прежде всего Кто-то!
Сотворение мира, Авраам, Моисей, Вавилонская башня – через призму этих ветхозаветных историй мы рассматривали взаимосвязь праведности, верности и святости с Божьим Милосердием.
«Иисус – Лик Милосердного Отца», гласила тема второй встречи, которая, в свою очередь, включала ряд подчиненных тем: «Милосердие на пути к грешнику»; «Милосердное общение»; «Милосердное прикосновение»; «Милосердные слова»; «Царство Милосердия»; «Милосердие, распятое на кресте»; «Церковь, как Таинство Милосердия»; «Милосердное заступничество»; «Милосердное бытие для других».
Обсуждая все эти аспекты, мы стремились глубже проникнуть в непостижимую тайну Божьего Милосердия, осознавая при этом, что в обеих частях Священного Писания говорит один и тот же Бог, а то, что Он говорит, согласуется с тем, чем Он является. И в Эдемском саду, и в Гефсиманском саду Бог в равной мере милосерден и справедлив.
На страницах Нового Завета мы встречаем Иисуса Христа, Который всегда в движении, всегда в пути. Он – бродячий проповедник, пребывающий в постоянных поисках человека. При этом было отмечено, что наиболее часто употребляемыми Папой Франциском глаголами являются «идти» и двигаться». И мы, катехизаторы, собравшиеся у ног своего Учителя, должны, уподобляясь Ему, всегда быть в движении, всегда идти, отдавать себя, свое время и силы, людям, буквально «жить в пути» как это делал Господь Иисус. А еще Новый Завет наставляет нас, что вера в Господа является совершенно необходимым и вполне достаточным основанием для Милосердия. Источник милости Иисуса – Его собственное любящее сердце, а не заслуги тех, кому Он ее оказывает. Милосердие – это внутренне необходимый атрибут Бога.
Третья тема наших духовных упражнений: «Милости хочу, а не жертвы». Мы всматривались в картину итальянского художника Карава?джо, пытаясь обнаружить в ней все семь «дел милосердия», которые изобразил на своем полотне великий мастер, а затем, разделившись на группы, обсуждали подлинный смысл каждого из этих «дел». И мы сошлись на том, что милосердие – это не жалость или эмоции. Милосердие всегда чем-то жертвует. Правильное милосердие должно немного «болеть»… Милосердие в своем существе всегда подразумевает, что мы берем на себя часть чужого страдания. Причем, берем добровольно, без всякого внешнего принуждения.
Мы пришли к пониманию того, что Божественное милосердие – это не временное настроение Господа, и особую радость доставляет нам то обстоятельство, что не может произойти абсолютно ничего такого, из-за чего Милосердие Божие могло бы прекратиться. Милосердие Божие не приходит к нам в некий счастливый день. Его Милосердие уже рядом с нами, Оно есть всегда, Оно вечно и беспредельно. Так не будем же умирать от голода рядом с залом, где в разгаре пир, на который нас радушно пригласили!
Но на этом реколлекции не закончились. А как же домашнее задание? Я хочу выразить от имени катехизаторов пожелание, чтобы каждый читающий эту статью выполнил вместе с нами замечательное домашнее задание. Необходимо взять Библию и прочитать псалом 136, который можно назвать «ветхозаветной литанией» Божьему Милосердию. А потом пусть каждый напишет в том же стиле свой псалом, в котором отразятся все пережитые им лично жизненные повороты, счастливые и трагические моменты его жизненного пути. Этот текст станет нашим личным Кредо, нашей историей пережитого Божия Милосердия. Господь обрадуется, если мы, обозревая в ретроспективе пройденный нами путь, поймём, что на всём его протяжении рядом с нами был Он, и осознаем, в чем конкретно проявлялось в той или иной ситуации Его милосердие к нам.
Наши духовные упражнения завершились Мессой 4-го воскресенья Великого Поста в Кафедральном соборе Новосибирска, в ходе которой Генеральный викарий Преображенской епархии о. Анджей Дуклевский вручил катехизаторам подписанные Владыкой Иосифом Канонические миссии, разрешающие нам от имени Церкви вести уроки религии.
Мы от всего сердца возносим благодарение Господу за явленную Им благодать, а также благодарим отца Якуба Блащишина за его глубокие и насыщенные наставления, беседы и проповеди. Мы благодарим организаторов этих духовных упражнений и спонсоров, сделавших возможным их проведение, и молимся за них. Особую же благодарность мы хотим выразить нашему руководителю, вдохновителю и просто дорогому нашему сердцу человеку, сестре Наталии Градел, SSpS. И, конечно же, спасибо огромное Его Преосвященству епископу Иосифу Верту и нашим дорогим настоятелям, доверяющим нам и смело вверяющим в наши руки души катехуменов и верных.
Галина Шейко, катехизатор
г. Кемерово