К 100-летию Фатимских явлений: «Занимайтесь Моим Непорочным Сердцем, а об остальном позабочусь Я Сама…»
Интервью с отцом Якубом Блащишиным, SVD
В дни традиционной встречи монашествующих Преображенской епархии, приуроченной к Дню посвященной Богу жизни 2 февраля, Новосибирск посетил преподаватель догматического богословия в Высшей духовной семинарии «Мария Царица Апостолов» отец Якуб Блащишин, SVD. Тема проведенных им конференций звучала так: «Фатимское послание сто лет спустя. Между историей и актуальностью». В промежутке между интенсивными занятиями с весьма заинтересованной и увлеченной аудиторией отец Якуб нашел время, чтобы заглянуть в редакцию «СКГ» и поделиться некоторыми своими выводами и впечатлениями, оставшимися от погружения в тему величайшего Богородичного явления XX века.
Каким образом тема Фатимских явлений оказалась в центре Ваших интересов?
Отец Якуб:
Сестры, приглашая меня на свой семинар, предоставили мне широкую свободу в выборе темы. Моей целью было углубить знание моих слушательниц, но также и помочь им в их актуальной пастырской работе. Актуальной мне показалась как раз тема Фатимских явлений, 100-летие которых мы отмечаем в текущем году. И я сам стал интересоваться, сам стал читать литературу по этому вопросу. Меня интересовало: можно ли из этого сделать что-то оригинальное, достойное внимания, ведь тема уже капитально исследована, изучена, уже очень много об этом говорилось, особенно в понтификат Иоанна Павла II. И с тех пор фигуры Пресвятой Богородицы Фатимской можно увидеть практически в каждом католическом храме.
Но, так или иначе, я стал заниматься темой Фатимы, и очень скоро это меня полностью втянуло, произвело на меня лично неизгладимое впечатление. И не только своим историческим аспектом, вот этой чудотворной стороной, но, прежде всего, своей богословской глубиной. Как раз с богословской точки зрения послание Фатимы выглядит в высшей степени актуально. Мы часто воспринимаем феномен Фатимы очень поверхностно, исключительно с точки зрения его «чудесности», сверхъестественного характера, ищем там каких-то предсказаний будущего… Но от этого стоит уйти, это – в определенном смысле ловушка для нашего понимания Фатимы. Это скрывает глубину пророческого возвещения Марии в Фатиме – того самого пророческого послания, которое, по свидетельству последних Пап, Бенедикта XVI, Франциска, еще очень далеко от завершения.
Я предложил сестрам такую тему и, судя по их реакции, им было интересно.
И Вы, отче, так глубоко ушли в «фатимскую тему» именно готовясь к этой встрече?
Отец Якуб:
Да, совершенно верно. Конечно, я, как и все мы, имел поверхностные знания, касающиеся фактологии Фатимских явлений, но не более того.
И какие же моменты показались Вам самыми интересными, когда Вы заново открыли эту тему?
Отец Якуб:
Прежде всего, следует попытаться прочесть историю этих шести встреч с Богородицей, глядя на происходящее глазами детей. Девочки в возрасте 10 лет, мальчика в возрасте 9 лет и еще одной девочки в возрасте 7 лет. Они неграмотны, они проживают в глухой португальской деревне. И Дева Мария вступает в контакт именно с такими детьми и через таких детей возвещает Свое пророческое послание для всего мира, для Вселенской Церкви, для Римских Пап… Как это может быть? Ведь если бы мы задались целью сделать что-то подобное, то, наверное, загодя подбирали бы «подходящих людей», с нужными квалификациями, с соответствующим социальным статусом. Таких, как эти дети, мы бы наверняка даже не рассматривали.
И не менее поразительна и реакция тех детей – адресатов откровения. С одной стороны, эта реакция – детская, на отвечающем их возрасту уровне. На отвечающем их возрасту и пониманию ситуации, но отнюдь не инфантильном уровне. Они с Марией прекрасно понимают друг друга.
В то же время, реакции этих детей настолько адекватны, настолько точны, что мы с вами при всей своей богословской образованности, могли на такое и не сподобиться. Вот Мария показывает детям ад. Мы бы, наверное, стали интересоваться подробностями (ну там смрад, огонь, ужас…), а дети спрашивают: «Что мы можем сделать, чтобы люди туда не попали?» Их внимание привлекает не устройство ада, не его ужас, а чисто практический вопрос: как помочь людям туда не попасть?
А каков был исторический фон тех явлений?
Отец Якуб:
1917 год – это разгар Первой мировой войны. И очень трудный с религиозной точки зрения период в истории Португалии. Это было время так называемой «первой португальской республики». В 1908 г. был убит король. Португальская монархия имела исключительно католический характер. Вся страна была посвящена Пренепорочной Деве Марии. Начиная с XVII века, король не использовал монарших регалий: все они стояли рядом с троном, поскольку считались принадлежащими Богородице. Но с 1910 г. к власти приходит откровенно антихристианское правительство и начинаются открытые гонения на Церковь, разрушаются храмы, закрываются семинарии, запрещаются монашеские ордена, принимаются антикатолические законы… Усиливаются ставшие весьма влиятельными в XIX веке масонские движения. Они, собственно говоря, и привели к такой ситуации в Португалии, в других странах Европы… В том же 1917 г. масонами была устроена большая манифестация в Риме, которая дошла до площади Св. Петра, и во главе этого шествия, можно даже сказать процессии, несли знамена, на которых был изображен Люцифер. Эта манифестация была приурочена к 200-летию основания в Европе первой масонской ложи и годовщине казни Джордано Бруно – символической фигуры для масонства. А Папа в то время всё еще оставался «узником Ватикана», и перспективы разрешения этой ситуации никак не просматривались.
И вот, в такой ситуации Дева Мария обращается со Своим посланием миру через маленьких, бедных, неграмотных детей. Согласно посланию Богородицы, война и бедствия – не наложенное извне наказание Божие за греховность человечества, но прямое внутреннее следствие этой греховности. Однако Дева Мария, как Матерь всего человечества, не просто констатирует этот прискорбный факт, но и подсказывает, как можно из этой ситуации выйти.
В послании Богородицы Фатимской речь шла еще и о России, и именно этот аспект, по известным причинам, нам особенно интересен…
Отец Якуб:
Первоначально дети ничего не говорят об этом. Ведь они слишком малы: Лусии 10 лет, Франсишку – 9, Жасинте – 7 лет. К тому же они не ходят в школу и имеют очень ограниченные представления об окружающем мире. Как потом выяснилось, они посчитали, что «Россия» – это какая-то их соседка-грешница. Франсишку и Жасинта вскоре умирают, а Лусия становится монахиней. И спустя годы, в 1929 г., Пресвятая Богородица прямо велит ей возвестить Свою волю: Россия должна быть посвящена Ее Непорочному Сердцу, и это должен сделать сам Папа Римский вместе со всеми епископами Вселенской Церкви. Но как скромная монахиня Лусия может сообщить об этом Римскому Первосвященнику? Ведь в те времена перед Папой еще опускались на колени, ему целовали туфлю… И «простые смертные» практически не имели шансов попасть к нему на прием. Да и сами Фатимские явления были официально признаны Церковью позже – только в октябре 1930 г. Не имел тогда официального подтверждения и культ Непорочного Сердца Богородицы.
С 25 на 26 января 1938 г. по всей Европе наблюдается необычное атмосферное явление – своего рода «белая ночь», которой никогда не бывает в тех широтах. Сестра Лусия, между тем, вспоминает, что Мария в 1917 г. говорила о «знаке с неба», после чего следует ожидать очередной мировой войны. И хотя формально Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 г., с нападением Германии на Польшу, прелюдией к ней были уже события 1938 г. – аншлюс Гитлером Австрии и захват Чехословакии. Лусия раз за разом пишет Папе, рассказывает о повелении Божией Матери, о грозных предзнаменованиях… Но Пий XI пока хранит молчание… Может быть, эти письма просто не доходят до него? Но он уже благословляет фигуры Божией Матери Фатимской, благосклонно относится к Ее ширящемуся народному почитанию. Кстати, португальские епископы посвятили свою страну Непорочному Сердцу Марии еще в 1931 г., и многие убеждены, что именно это посвящение позволило Португалии пройти Вторую мировую войну нейтральной и без потерь.
Ситуация начинает меняться со вступлением на Престол Св. Петра в 1939 г. Пия XII, которого называют «Фатимским Папой». Он получил свою епископскую хиротонию 13 мая 1917 г., как раз в день первого явления Богородицы детям. И он был твердо убежден, что это – не просто случайное стечение обстоятельств. Но до того, чтобы действительно посвятить Россию Непорочному Сердцу Марии, предстояло еще пройти долгий путь…
И каковы же основные вехи этого пути?
Отец Якуб:
8 декабря 1942 г. Пий XII посвящает Пренепорочному Сердцу Марии весь мир и при этом отдельно упоминает страну, «в которой особенно сильны традиции богородичного благочестия и в которой нет дома, где не было бы иконы Пресвятой Богородицы, хотя теперь эти иконы кое-где могут быть спрятаны в ожидании лучших времён». Как видим, Россия не была названа по имени, но всем было совершенно ясно, что речь здесь шла именно о России. Попутно можно отметить еще три «совпадения»: 2 февраля, в Богородичный праздник Сретения, победоносно для России завершается Сталинградская битва, после чего наступает перелом в войне, а сама мировая война заканчивается 15 августа 1945 г., в торжество Успения Богородицы. Конец войны в Европе – 8 мая, а май, как известно, месяц, посвященный Богородице.
Но по убеждению сестры Лусии, Папа Пий XII не сделал того, о чем просила Мария – и не потому, что Россия не была упомянута прямо, а потому, что акт посвящения совершил он один, без участия епископов. Поэтому и «заблуждения России» не только не исчезли, но даже усилились. Здесь интересна еще австрийская ситуация. Австрия по окончании войны по всем признакам должна была войти в зону советской оккупации, в этой стране стояла советская армия. Но австрийские епископы посвятили свою страну Пренепорочному Сердцу Марии и призвали верных к ежедневному чтению Розария, и СССР по каким-то непонятным соображениям вывел свои войска, и Австрия осталась нейтральной. Многие считают это чудом, совершимся при посредничестве Богородицы.
В 1967 г. Папа Павел VI посетил Фатиму, и это был первый визит Римского понтифика к месту величайшего Богородичного явления XX века. Визит был приурочен к его 50-летнему юбилею. Тогда же Святейший Отец встретился с сестрой Лусией, которая, воспользовавшись возможностью общения, раз за разом обращалась к нему со всё той же настоятельной просьбой: посвятить Россию Пренепорочному Сердцу. Но Павел VI так и не сделал этого.
Для первого периода понтификата Иоанна Павла II были характерны не богородичные, а христологические акценты. Но всё изменилось в 1981 г. 13 мая, в годовщину Фатимских явлений, следует покушение на жизнь Святейшего Отца на площади Св. Петра. Присутствовали и другие «фатимские символы»: в момент выстрела Папа нагнулся к маленькой девочке, державшей в руках образок Богородицы Фатимской, а схватить террориста Али Агджу помогла монахиня по имени Люция. Было и явное чудо: вошедшая в тело Папы пуля необъяснимым образом изменила свою траекторию за два сантиметра от аорты. Как выразился позднее сам понтифик: «Один человек стрелял, а Другая Рука вела пулю».
Иоанн Павел II, придя в себя в госпитале, тут же распорядился доставить ему в больничную палату все документы, касающиеся Фатимского откровения. У него не осталось никаких сомнений, что жизнь ему спасла Богородица Фатимская, причем сделала это с определенной целью. Спустя год, в 1982 г., он приезжает в Фатиму и там произносит слова посвящения всего мира и России (опять-таки не упоминая ее прямо по политическим соображениям) Пренепорочному Сердцу Богоматери. (Любопытно, что Дева Мария не просила о посвящении всего мира, Она просила посвятить Ее сердцу только Россию). Но сестра Лусия с огорчением отметила, что одно важное условие так и не было соблюдено: не было согласия и присутствия всех епископов. Иоанн Павел II трудился два года, чтобы соблюсти требуемое условие, а сделать это было не так-то легко, учитывая, что у епископов могли быть разные позиции относительно чувствительных аспектов богородичного благочестия. Второй момент: где должен пройти акт такого посвящения, в Фатиме или в Риме? Говорят, по этому поводу был большой спор в коллегии кардиналов, и когда спорщики зашли в тупик, Папа встал и стал громко петь «Ave, Maria». Подходящий случай представился в связи с празднованием Великого Юбилея Крестной Смерти Спасителя в 1983 г. Год Юбилея завершался в праздник Благовещения, 25 марта 1984 г., и Иоанн Павел II пригласил всех епископов приехать в этот день в Рим. Из Фатимы была доставлена фигура Божией Матери, стоявшая на месте явлений еще с 20-х годов, – коронованная фигура, в украшенный драгоценностями золотой венец которой была вставлена также пуля, извлеченная из тела Папы после покушения 1981 г. И Святейший Отец на коленях читает перед этой фигурой длинную молитву посвящения. Все, затаив дыхание ждут, какие именно слова прозвучат, как это будет сформулировано, и слышат: «мы посвящаем Тебе все народы, и особенно те, которые больше других нуждаются в этом посвящении». Потом следует несколько секунд абсолютной тишины. Все ждут, будет или не будет произнесено само слово «Россия». Оно произнесено не было. И всё-таки сестра Лусия подтвердила, что в этот раз всё было сделано так, как того хотела Матерь Божия. О том, что произошло в России дальше, спустя каких-то несколько лет, все мы знаем…
Мы говорили о фактах, ставших достоянием истории. Но в чем заключается суть пророческой миссии Фатимы сегодня? В чем ее актуальность для нас, людей современной эпохи, которых отделяет от тех событий целое столетие?
Отец Якуб:
Призыв Фатимы – глубоко евангельский, и его можно свести к короткой фразе: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Мария ведет себя как пророчица. Тут явная перекличка с образами пророков и пророчиц Израиля в Ветхом Завете. Мария-Пророчица отвечает за Церковь и за всё человечество, в то время как ветхозаветные пророки были озабочены судьбой иудейского народа. Мария располагает ясным диагнозом ситуации Церкви и мира. Говоря библейским языком, человечество погрязло в грехах. Человеческие грехи есть оскорбление Самого Господа Бога. Следствием этой ситуации и является ад, а также земные несчастья, и угрожающее всей Земле вечное проклятие. А с другой стороны, есть возможность выйти из этой ситуации – через покаяние. Будущее остается открытым, и если вы покаетесь, прильнете к Моему Непорочному Сердцу, а Папа Римский вместе с епископами посвятят ему Россию, тогда война закончится, и водворятся мир и покой. Если же нет, случится еще одна война и ситуация будет иметь другой исход. Мария – не «ясновидящая», Она не возвещает безвариантное будущее, Она, как и пророки Израиля, настаивает: всё в ваших руках! Несмотря ни на что, Бог всё же любит вас, и Я приношу вам надежду, Благую Весть, хоть мир и стоит на грани самоуничтожения. Покайтесь!!!
Послание Богородицы Фатимской – это обновление призыва, звучащего на первых страницах Евангелия?
Отец Якуб:
Разумеется. Здесь еще нужно учитывать, что грех присутствует всегда, пока длится земная история человечества. И так называемые «заблуждения России» – они же тоже всегда присутствуют, пусть и не в такой степени. Да, в XX веке атмосфера греха и богоборчества сгустилась как никогда. Но и теперь то же самое может всплыть опять: ведь «красный дракон» всё еще жив, всё еще стоит перед Женой облеченной в Солнце, намереваясь пожрать Ее Младенца. Поэтому призыв Марии всегда будет оставаться актуальным: «покайтесь!», и еще: «всё в ваших руках!»
Какие еще аспекты Фатимского откровения имеют особую актуальность для приходской катехизации?
Отец Якуб:
Я вот что заметил. Нашей приходской традицией стали Фатимские богослужения по 13-м числам месяца, с мая по октябрь. В это время устраивается торжественная процессия со свечами, читаются особые молитвы. Но это только наш человеческий долг памяти. Сама Богородица Фатимская к этому никогда не призывала, этого не просила. Она просила о богослужении первых пяти суббот месяца, но, к сожалению, это куда-то ушло из эпицентра нашей пастырской памяти, наших пастырских трудов. Между тем, по откровению Марии, богослужение пяти суббот, наряду со св. Розарием, – это и есть именно то орудие в наших руках, с помощью которого можно изменить мир, с помощью которого мы можем влиять на будущее. Будущее человечества не зависит от того, кто с кем договаривается в «высоких политических сферах». Будущее человечества – в наших руках, в нашей молитве Розария, в наших богослужениях пяти суббот… Мария дает понять нам: не переживайте за ход истории, делайте, что от вас зависит, что Я у вас прошу, занимайтесь Моим Непорочным Сердцем, а об остальном позабочусь Я Сама…
Беседовали Владимир Дегтярев и Александр Эльмусов