Владыка Иосиф Верт о ситуации католиков в Сибири

В ходе визита российских католических епископов «к порогам», который проходил в конце января 2009 г., председатель Конференции католических епископов России, ординарий Преображенской епархии Преосвященный дал интервью итальянскому журналисту Марио Понци. В нем Владыка поделился своим опытом пастырского служения на бескрайних просторах Сибири и рассказал об актуальной ситуации российской католической общины.

Было сказано, что Католическая Церковь в России заново родилась после 1991 г. Что было характерно для Вашей работы в этот период?

Когда я приехал в Сибирь – территорию площадью 13 миллионов кв. км. – там было только три католических священника. И было несколько общин, совершенно ничтожное количество, которые этими священниками обслуживались. Все прочие католики были разбросаны по всему огромному региону. Моей первой задачей стало найти этих людей и собрать их в большие или меньшие общины. Я имею в виду, прежде всего, свою собственную епархию, которая включает только третью часть Сибири: исключительно Западную Сибирь. Эта епархия с центром в Новосибирске названа в честь Преображения Господня, а ее площадь составляет 4 миллиона кв. км. На этой территории у нас есть 60 больших, более или менее структурированных общин, и около 300 меньших общин, которые посещаются священниками. Когда я впервые сюда приехал и обнаружил, что священников нет, первым вопросом, которым я задался, стал следующий: где мне их найти? Я обратился за помощью к католическим общинам заграницей. И какое-то время большинство священников приезжало из-за границы.

А что делается для увеличения числа призваний в самой России?

Я намеревался основать семинарию немедленно. Поскольку ресурсов для открытия настоящей, полной семинарии не было, я основал просеминарию, и через нее за 16 лет прошло 120 учащихся. Справедливости ради следует сказать, что лишь немногие из них в итоге стали священниками, но надо учитывать, что это было лишь начало 1993 г. Чуть позднее в том же году в Москве открылась настоящая семинария, которая позднее переехала в Санкт-Петербург. В Новосибирске в 1991 г. у нас была только тесная церквушка. Следовательно, нам было необходимо строить церкви и основывать молитвенные дома. Мы это и делали. И эта работа должна быть продолжена, поскольку и сегодня не все общины имеют свои храмы или молитвенные дома. Во многих местах мессы служатся в частных домах, где проживают католические семьи. Священники служат мессы в маленьких домашних общинах.

А как обстоит дело с религиозными свободами в современной России?

Я родился в Советском Союзе и знаю, что за ситуация была в советские времена. Сегодня я могу с большим или меньшим энтузиазмом констатировать: мы имеем религиозную свободу. Однако это вовсе не значит, что мы – государственная Церковь или что мы имеем какие-либо привилегии в государстве. Как раз наоборот, у нас нет особых привилегий; у нас есть определенные трудности, например, что касается получения виз. Мы очень надеемся на изменение государственного законодательства, чтобы наши священники и сестры-монахини могли рассчитывать не только на туристические визы того или иного рода, но чтобы они могли оставаться в стране и работать в ней достаточно продолжительное время. Тем не менее, за последние 18 лет я ни разу не сталкивался с прямыми нарушениями религиозной свободы.

А как складываются Ваши отношения с Православной Церковью?

Я могу честно ответить, что они могли бы быть лучше. Давайте будем надеяться, что так оно и будет. Как я уже сказал, я работаю на территории в 4 миллиона кв. км., и на этой территории Православная Церковь располагает десятью епархиями. И вот, до сего дня я смог пообщаться лишь с немногими православными епископами. На Рождество я послал поздравления моим православным собратьям. Когда я узнал о смерти патриарха Алексия II, то заверил их, что мы молились за усопшего иерарха и выразил им соболезнования. Два епископа ответили мне, и одно это – уже позитивное явление. Нам нужно радоваться даже маленьким успехам.

19 декабря, в праздник св. Николая, я вместе с нунцием Антонио Меннини передал мощи этого святого из Бари Православной Церкви. Это событие было по-настоящему воодушевляющим, и я надеюсь, что подобные акции станут более частыми в будущем. Надо сказать, что хотя уровень православно-католического диалога, безусловно, должен повышаться, на базовом уровне он существовал всегда, особенно во времена коммунизма, когда Православная Церковь, Католическая Церковь и другие религиозные общины сталкивались с одними и теми же трудностями, поскольку все они подвергались преследованиям. В этих обстоятельствах определенные группы верующих стали весьма закрытыми по отношению друг ко другу. Досадно, что в более благоприятные времена католики и православные не прилагают достаточно усилий для достижения если не единства, то хотя бы большего взаимопонимания. Мы должны молиться, чтобы эта ситуация изменилась как можно скорее.

Каким образом Католическая Церковь представлена в обществе и как ее принимают?

Католическая Церковь в России – это религиозное меньшинство. Есть люди с католическими корнями, необязательно практикующие – те, чьи родители или дедушки и бабушки были поляками, украинцами, немцами или литовцами. И эти люди составляют 1% населения. В любом случае, такое незначительное меньшинство остается незамеченным в обществе. Но организация Каритас очень активна в нашей епархии. Так, например, в самом Новосибирске мы развиваем несколько социальных проектов, которые весьма позитивно оцениваются как руководством города, так и отдельными лицами. В епархии действуют две католические школы – начальная и средняя. Мы также издаем католическую газету и имеем в Новосибирске телестудию, которая производит видеоматериалы.

Может ли Католическая Церковь в России свободно распространять свое послание через средства массовой информации?

Вообще говоря, мы не встречаем трудностей. Мы никогда не сталкивались с запретами выражать свое мнение через средства информации. Некоторые общины имеют свои веб-сайты, на которых можно найти информацию. Вот, например, расписание богослужений. Наверное, больше трудностей возникает, если речь идет о нашем представительстве в школах и университетах.

Среди пастырских вызовов, озвученных Вами, приоритетная роль отводится консолидации христианского присутствия в стране, возвещению Евангелия в неблагополучной социальной среде и пастырскому попечению о семьях. Что Вы планируете делать в этой связи?

Сегодня христиане вынуждены иметь дело со многими проблемами как на Западе, так и в нашей стране, 70 лет бывшей под пятой воинствующего атеизма. Всё это требует христианского единства, тем более, что Католическая Церковь сама по себе мало что может сделать, да даже и Православная Церковь в одиночку слишком слаба. Если бы все христианские церкви были бы заодно, христианские ценности могли быть лучше защищены и поддерживаться более эффективно. В нашей общине мы обращаем особое внимание на работу с молодыми семьями. Хорошо известно, что в Советской России как раз семья пострадала в наибольшей степени. В общинах, существующих 15 и более лет, постепенно формируются молодые семьи. Всё более частыми становятся крещения младенцев, рожденных в христианских семьях, тогда как некоторое время назад крестились по преимуществу взрослые. Всё больше молодых католиков вступают в брак. Что касается нас, Кафедрального собора в Новосибирске – но подобное происходит и во многих других приходах – то мы проводим ежемесячную встречу молодых семей, участники которой могут свободно обмениваться мнениями. Священник предлагает определенную тему, по которой затем разворачивается оживленная дискуссия. Молодые супруги проводят какое-то время вместе, беседуют друг с другом, учатся общаться. Эти встречи играют очень важную роль в жизни наших семей.

В связи с пастырским попечением о семьях возникала ли идея совместных с православными инициатив, в которых проблематика семьи могла бы стать предметом специального размышления? Какова актуальная ситуация семьи?

Ежегодно в нашей епархии проходит пастырская конференция, в которой принимают участие все священники и монашествующие. Раз в два-три года в такой конференции участвуют и миряне. Две такие конференции были целиком посвящены проблемам семьи. В последний раз – в прошлом году, а до того – еще в 1997. Ведь семья – это первичная и основная ячейка человеческого общества, как и Католической Церкви. Как я уже отметил, работа по укреплению семьи проводится в каждом приходе. Однако я не припомню, чтобы подобные мероприятия планировались в тесной координации с Православной Церковью. Скорее, инициативы такого рода исходят от движений, таких как Фоколяре, Неокатехуменат.

Тем не менее, за долгие годы, проведенные мною в Новосибирске, имели место случаи сотрудничества с православными: в том, что касается защиты нерожденных младенцев и борьбы с абортами. Например, несколько женщин – католичек и православных – организовывали встречи на эту тему в больницах и даже школах. Мы можем утверждать, что благодаря их усилиям около 100 младенцев были спасены. Это – один из примеров возможного сотрудничества между католиками и православными. Мы очень надеемся, что случаев такого сотрудничества будет становиться все больше и больше.

В целом актуальная ситуация семьи в России удовлетворительна. Не будем забывать, что в последние несколько лет социальная политика в нашей стране направлена на поддержку семьи и деторождаемости. Родителям, имеющим двух и более детей, выплачивается пособие в сумме 250 тыс. рублей на каждого ребенка, что еще недавно примерно соответствовало 10 тыс. долларов. Несомненно, это весьма существенная помощь для молодых семей. Результаты можно сегодня увидеть на улицах и в общественном транспорте: мы все чаще встречаем беременных женщин или семьи с маленькими детьми, в то время как 10 лет назад такое доводилось увидеть нечасто. Я уверен, что ситуация в России за последние 10 лет и в самом деле улучшилась.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна