Иезуит играет об иезуитах. На концерте в Новосибирске прозвучала музыка из известного кинофильма
Когда отец Себастьян Прието Силва, SJ, исполнял на своей флейте два произведения Энио Морриконе — «Братья» и «Гобой Габриэля» из фильма «Ми́ссия» — новосибирские любители музыки смогли на несколько минут погрузиться в джунгли Бразилии, где происходило действие знаменитого фильма. Отец Себастьян сам родом из Южной Америки — Чили, — и благодаря этому смог с большим мастерством сыграть произведения, сочиненные композитором по мотивам музыки индейцев-гуарани.
Отец Себастьян прилетел в Новосибирск из Санкт-Петербурга, где он служит духовником и преподавателем Католической высшей духовной семинарии «Мария – Царица Апостолов», чтобы выступить 6 июня в Кафедральном соборе Преображения Господня на очередном концерте, организованном Культурным центром «Иниго». В концерте кроме отца-иезуита выступали также оперная певица Олеся Журавкина (меццо-сопрано) и органист, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки Наталья Багинская. Отец Себастьян является выпускником Папского Грегорианского Университета в Риме и специалистом по библейскому богословию. Также он закончил Государственную консерваторию в Фросиноне (Италия). Эти три музыканта уже несколько лет выступают вместе — с тех самых пор, как отец Себастьян был назначен куратором новосибирской Просеминарии.
На этот раз концерт духовной музыки был посвящен 225-летию рождения А. С. Пушкина. Несмотря на то, что Александр Сергеевич называл христианство «величайшим духовным переворотом нашей планеты», его жизнь не всегда отвечала евангельским принципам. И бывало, что, как многие писатели, художники и артисты, он блуждал во тьме в поисках истины. Но все-таки после ранения, полученного на дуэли с Дантесом, он исповедался и причастился. «Хочу умереть христианином…» — сказал Пушкин перед смертью, запретив друзьям мстить за себя.
В перерывах между музыкальными номерами были прочитаны стихи Пушкина на религиозную тематику, которые, может быть, не так хорошо известны, как другие знаменитые его творения.
Одно из этих стихотворений называется «Молитва»:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Во время концерта артисты исполнили «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова, «Молитву» М. Мусоргского, «Ave Maria» А. Мозелерa и В. Вавилова, «Размышление» Ж. Массне, а также произведения Чайковского, Баха, Букстехуда, Губера и Форе.
В заключение концерта прозвучала Panis Angelicus («Хлеб Ангелов») — предпоследняя строфа из гимна «Sacris Solemnis», написанного святым Фомой Аквинским для Праздника Тела и Крови Христовых, который недавно (2 июня) отмечался в Католической Церкви.
На русском языке этот гимн звучит так:
Станет хлебом для человечества;
Хлеб Небесный исполнит
Всё, что сказано раньше;
О, чудо!
Телом Господа будут питаться
все бедные, покорные и смиренные.
Ты, Господи, Троица
в одном, мы молим;
Ты, что приходишь,
Когда мы поклоняемся Тебе.
По путям Твоим,
веди нас туда, куда мы идём,
К свету, в котором Ты пребываешь.
Аминь.
В завершение стоит сказать несколько слов о музыке Энио Морриконе к фильму «Ми́ссия». За саундтрек к этой картине композитор был номинирован на премию «Оскар» в разделе «лучшая оригинальная музыка», но не получил самой награды и справедливо обижался до конца своей жизни на Американскую киноакадемию. Сам фильм, снятый Роланом Жоффе в 1986 году, завоевал «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, премию «Оскар» и «Золотой глобус». Главные роли исполнили Роберт Де Ниро, Джереми Айронс, Рэй Макэнэлли и Лиам Нисон. «Гобой Габриэля» — эта музыкальная тема звучит, когда главный герой, иезуит о. Габриэль, подходит к водопаду и начинает играть на своем гобое, стремясь подружиться своей музыкой с местными жителями, чтобы начать миссионерскую работу в Новом Свете. Индейцы-гуарани, которые преследовали его на расстоянии, впервые приближаются к Габриэлю, озадаченные звуками неизвестного инструмента. Это знаменует начало отношений между отцом Габриэлем и аборигенами. Именно поэтому было столь трогательно, когда ту же тему на своей флейте сыграл другой иезуит из Латинской Америки и этим способом подружился с жителями Сибири.
Брат Дамиан Войцеховски, SJ