Христианство не может быть индивидуальным (Уроки фатимских явлений)
Ольга Дубягина продолжает подробный рассказ о семинаре о. Якуба Блащишина, SVD, посвященном 100-летию явлений Девы Марии в Фатиме.
Встреча проходила 7-8 октября 2017 года в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве.
(Начало см. здесь: «Розарий — ключ к пониманию Бога»)
«Вот я с пером в руке чтобы
исполнить волю Бога моего»
с. Лусия (дос Сантуш)
В год, когда торжественно отмечается 100-летие явлений Божьей Матери в Фатиме, хотелось бы вспомнить не события 1917 года, а то что им предшествовало, это встреча трех пастушат – Лусии (10 лет), Франсишка (9 лет) и Жасинты (7 лет) с Ангелом (1916 г.). По моему мнению, это один из значимых периодов фатимских явлений, подготовивший детей к тем знаменательным встречам, которые мы так широко отмечаем в этом году. Ознаменованный явлением Ангела 1916 год — это период «взросления» детской души, период открытия себя Богу.
Урок первый – молитва (весна 1916 г.)
Дети увидели «свет, в форме прозрачной фигуры юноши», который сказал им: «Не бойтесь! Я ангел мира, молитесь со мной». Он встал на колени и стал читать молитву: «Боже Великий! Верую в Тебя, поклоняюсь Тебе, уповаю на Тебя, люблю Тебя. Прошу у Тебя прощение за всех тех людей, которые не веруют в Тебя, не поклоняются Тебе, не уповают на Тебя и не любят Тебя. Аминь!».
Первое, что слышат пастушки, это фраза «Не бойтесь!». Эту фразу позднее произнесет и Дева Мария, эту фразу мы часто встречаем в Священном Писании. Эта фраза как нельзя лучше отражает отношение Бога к человеку. «Не бойтесь!» — говорит Господь. «Не бойтесь!» — это символ Его безграничной любви к человеку. Мы не должны Его бояться, Он никогда не причинит нам зла или боли, Он поддержит нас в момент падения, и никогда никого не накажет. Он есть Любовь, а любовь не может быть ни злопамятной, ни обидчивой, ни мстительной, она может быть только всепрощающей и долготерпеливой. А потому мы не можем бояться Бога или пугать Им других. Другой вопрос, который часто задают в этой ситуации: как же Бог допускает зло в отношении кого-то? Но разве Господь творит это зло? Зло, которое обижает нас, наших близких — это дело рук человеческих, дело людей с закрытым для Бога сердцем. Единственная боль, которую Бог может причинить нам, — это боль, которую причиняет Врач, пытаясь исцелить нас от эгоизма, сидящего занозой в нашей душе. Больной зуб не дает нам покоя пока его не удалят и тогда станет легче. Таким же образом и освобождение от эгоизма связано с болью, нужно лишь чуточку потерпеть.
Об эгоизме я вспомнила не случайно, а в связи с молитвой, которой научил детей ангел. В связи с молитвой, первая часть, которой — это признание в любви, в доверии и посвящении себя Господу, а вторая часть — это молитва, причем не за себя, а за других. Молиться за других людей следует не потому что они хуже, а мы лучше, вовсе нет. Просто это по-христиански — просить не за себя, а за других. Помогая другим исцелиться от душевных ран, мы врачуем собственную душу. Молясь не за себя, а за других, мы встаем на колени, в знак смирения и преклонения перед Господом, Которого мы просим исцелить других, а значит и нас. Время — это бесценный дар Бога человеку, а благодарность человека за этот дар — его беспрестанная молитва, в которой он благодарит Господа за всё, что имеет, и просит дать другим людям, то, в чем они нуждаются. Молитва христианина — это молитва за других, а особенно за наносимые Богу оскорбления, порой даже неосознанные. Вот почему нужно молиться и за себя, и за тех, кто более всего нуждается в Его милосердии.
Урок второй – приношение жертв (лето 1916 г.)
Ангел просит детей о беспрестанной молитве и жертве. Но что значит — приносить жертвы? Чем мы должны жертвовать? Такой вопрос возник не только у юной Лусии, но и у всех, кто читает эти строки. Что есть жертва? В Ветхом Завете было четко прописано, что именно и в каком количестве нужно приносить в жертву. В Евангелие же написано: «пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). Так что же такое жертва, сопряженная с милостью, которой так хочет Господь? Ангел ответил так: «превратите всё, что можете, в жертву, чтобы искупить грехи, которые так оскорбляют Его. И принесите ее как просьбу за обращение грешников… Но, прежде всего, примите и перенесите с достоинством страдания, которые пошлет вам Господь». Иными словами, можно сказать так: не придумывайте себе новые жертвы, специально создавая ситуации, воспринимая жертву, как некий «тариф» — чем сильнее я страдаю, тем больше Господь меня ценит. Нет. Это не жертва, это мазохизм или негодная попытка приобретения дивидендов от Бога. Торг здесь не уместен, и жертва должна быть исключительно пожертвованием (безвозмездным даром), а не оплатой за какой-то «льготный тариф» от Господа и Девы Марии. На своем жизненном пути мы сталкиваемся с различными ситуациями, которые следует переносить мужественно, без стенаний и рыданий, помня, что любые страдания, которые мы испытываем, делают нас сильнее. Страдание — это величайший дар, дар который мы может пожертвовать за другого человека.
Урок третий — Евхаристия
Самый большой Дар, самая ценная жертва – это Евхаристия, которую мы принимаем с полным осознанием того факта, что это ради нас Господь принял позорную и мучительную смерть, тем самым искупив наши грехи. Евхаристия — это Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа: принимая ее, мы призваны сознательно раствориться в ней и, по возможности, проникнуться чувствами маленьких пастушат, принявшими свое Первое Причастие из рук Ангела, которые сестра Лусия описала так: «Чувство умиротворения и счастья, которое мы ощутили, было огромно, но чисто духовно, и устремляло наши души лишь к Богу, телесное измождение, придавливавшие нас к земле, тоже было огромным».
Эти три первых урока могут помочь нам стать настоящими христианами, а не индивидуалистами. Для христианина характерно и обязательно чувство единения со Христом, умение сострадать ближнему, полное доверие Богу и Его любви. Небо — это и есть высшая форма любви, любви для всех и для каждого. Небо — это не «что», это — «Кто», Небо — это Господь. Вот к Кому так стремились пастушата, говоря, «что хотят на Небо». А почему мы не стремимся на Небо, почему хотим задержаться на земле?…
Автор: Ольга Дубягина,
прихожанка кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве.