Эксперт: запрет ваххабизма сделает борьбу с экстремизмом не эффективной

Эксперт: запрет ваххабизма сделает борьбу с экстремизмом не эффективной

Запрещать на федеральном уровне не стоит, так как не все сторонники этого течения являются экстремистами, которым можно противостоять контридеологией, считает руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, исламовед Аликбер Аликберов.

Международная конференция «Люди Сунны — кто они?», прошедшая в Грозном в конце августа, приняла фетву, в которой, в частности, ваххабиты (салафиты) характеризуются как «заблудшие секты современности». В распространенном позднее заявлении муфтия Чечни Салаха Межиева говорилось о том, что необходимо выработать «механизм для противодействия экстремистской идеологии» в России и «обезопасить молодежь от ее разрушительного влияния». В одном из интервью Межиев также констатировал, что сейчас ваххабизма распространяется в Центральной России и Сибири, и его нужно объявить вне закона.

«Дело в том, что если мы запретим ваххабизм как идеологию, то у нас сразу возникает проблема с Саудовской Аравией, где ваххабизм является государственной идеологией. Хотя эта страна тоже страдает от исламского терроризма и экстремизма, в том числе и терактов, которые там время от времени происходят. Поэтому не совсем точно это определять в таких терминах», — сказал Аликберов в интервью РИА Новости.

По его словам, несмотря на то, что «салафизм основывается на ваххабизме», отождествлять их друг с другом «не совсем верно, потому что есть такфиристы, есть джихадисты и много разных «-истов».

«Не все ваххабиты являются такфиристами и джихадистами», — отметил эксперт. Он не уверен, что с идеями можно бороться с помощью запретов, так как такие меры «не давали успехов».

«Единственное, что можно сделать – противопоставлять идеологии другую идеологию. Причем иногда даже воевать тем же самым оружием: теми же самыми аргументами, показывая, что даже с точки зрения ваххабистской идеологии это не совсем правильно. Ведь экстремисты очень передергивают факты, противопоставляя их друг другу, поэтому возникают противоречия. И мы (вводя запрет – ред.) не сможем играть на этих противоречиях. Мы себя лишаем возможности иметь дело с аргументацией, которую можно было бы использовать для противодействия угрозе», — считает Аликберов.

Он допустил запрет на ваххабизм на уровне отдельных субъектов РФ, приведя пример введение такой меры в Дагестане. Однако запрет на всей территории страны, как считает исламовед, говорит о том, что его сторонники «не очень точно представляют себе, что такое ваххабизм и чем он отличается от исламского экстремизма и джихадизма». Аликберов считает, что эффективным будет запрет «на возбуждение ненависти и розни на национальной и религиозной основе», который и так сейчас действует в стране.

Ваххабизм — движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке на Аравийском полуострове. Его сторонники считают, что настоящий исповедовался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда и поэтому выступают против всех последовавших нововведений в мусульманском вероучении.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна