Джотто и свет. О новаторской смелости корифея итальянской живописи

Джотто и свет. О новаторской смелости корифея итальянской живописи

Новый взгляд на : об этом могли засвидетельсвовать почти двести тысяч посетителей недавно завершившейся миланской «Джотто, ». Экспозиция объединила 14 произведений, преимущественно на дереве, ни одно из которых не выставлялось ранее в Милане: целый ряд абсолютных шедевров, никогда не соединявшихся вместе в одной экспозиции. Каждый из них имеет точное происхождение, и, следовательно, отражает путь, пройденный Джотто за сорок лет своей знаменательной деятельности.

02.GIO-kOlF--1200x900@Quotidiano_Inside_Italy-WebЭта выставка была организована издательским домом Electa, публикующим книги по искусству, архитектуре, фотографии, дизайну, археологии, а также миланским музеем Палаццо Реале. Уникальная экспозиция стала предметом целого ряда научных исследований, конференций, публикаций, которые будут развиваться на протяжении всего 2016 года в сотрудничестве с государственными организациями и частными художественными фондами.

Выставка стала началом своеобразного пути. Она возникла по случаю всемирной миланской выставки «Expo 2015», желая предложить итальянцам и международной публике встречу лицом к лицу с великим художником, который положил начало итальянской живописи. Она также сопровождала завершение Международного года света: совпадение, которое можно воспринимать как предложение взглянуть на инновационные художественные приемы Джотто именно с точки зрения особого восприятия светотеней.

В самом деле, эта прямая встреча с Джотто в беспрецедентной экспозиции по количеству его выставленных произведений помогает нам лучше понять, как в Италии между тринадцатым и четырнадцатым веками созрело новое понимание света: естественного, природного света, которым наслаждается наш взор, обращённый на мир вокруг нас, простирающийся до космических горизонтов; света знания, который подготавливает наш разум к пониманию как окружающего мира, так и людей; богословского света, в его обращении к Самому Богу, от Которого непрерывно излучается новое видение того, кто мы есть.

24f2a85cb5cb71a2fd9e89b29022559aВ истории, каждому изменению понимания и использования света в  окружающей среде, в мышлении и языке соответствует значительное изменение восприятия человеком самого себя и мира. Искусство всех времён всегда умело тонко улавливать и творчески переработать всё; оно, в свою очередь, провоцировало зрителя пережить инновационный опыт взгляда. Как показала выставка, подобное соображение возникает от самых ранних известных работ мастера, например, когда находишься перед небольшим фрагментом «Мадонны из Борго Сан-Лоренцо», картины на дереве, хранящейся в церкви святого Лаврентия в окрестностях Флоренции: Джотто написал ее, предположительно, когда ему еще не исполнилось и двадцати лет. Если изображение Младенца в настоящее время почти полностью исчезло (но обнаруживается с помощью инфракрасной рефлектограммы), то Пресвятая Дева поражает по-настоящему: она величественна, её образ создан со скульптурной точностью. Созерцая Богородицу Джотто, взгляд зрителя останавливается на её взгляде: он притягивает и завораживает, как на древних римских иконах.

Ещё более удивительным в этом произведении, созданном, возможно, незадолго до Распятия в болонской церкви Санта-Мария-Новелла, является связь между светом и тенью. Речь идёт не о великолепных объёмных формах величественных фигур на античный манер, как у Каваллини, где свет подчеркивает драматичность поз; но о более «естественном» и направленном  свете, излучающимся из верхнего левого угла, бросая резкие тени на лоб Богородицы, проецируя затем тень носа на левую щёку и оттуда на её шею и на косые складки мантии.

Это абсолютно новый и смелый прием в живописи того времени: до Джотто ни один художник не осмеливался применять его и положить тень на лик Божией Матери. Выстроенный таким образом свет действительно запечатлевает её присутствие в пространстве. Возможно, сам Чимабуэ был впечатлён новшеством своего ученика, судя по работе учителя «Мадонна на троне», ныне хранящейся во флорентийской галерее Уффици.

Что касается золота, которое сияет в качестве фона этого драгоценного фрагмента «Мадонны из Борго Сан-Лоренцо», то оно теперь полностью утрачено. Однако в других произведениях, которые предложила миланская выставка, этот золотой фон постоянно возвращается: достаточно рассмотреть «Мадонну» из церкви Сан-Джорджо-алла-Коста (из периода ранней зрелости Джотто) и полиптих из церкви Бадиа, ныне хранящийся в галерее Уффици.

75c45ef6d44012ac9e49e8f024a7976b

Но всё обстоит иначе по отношению к художественным схемам передачи света поздневизантийского периода, широко распространённым во второй половине тринадцатого века в центральной части Италии. Золото, которое Джотто использовал для фонов и ореолов, выражает в его живописи культурный контекст, который вовсе не отделяет функцию света, как метафору божественного, от её функции естественного освещения нашего мира. Таким образом, у Джотто сияние золота не отделяет божественный свет, видимый взором веры, от света нашей повседневной жизни, но демонстрирует единство творения. В этом единстве творения, по словам Данте Алигьери, «была природа с ним слитая, /Как в миг созданья, чистой и благой» (Рай, VII, 35-36). Иными словами, такой подход напоминает в живописи убеждение святого Франциска: «брат солнце … от тебя, Всевышний, берет свое значение».

В случае же другого произведения Джотто, Полиптиха Бадиа, золото решительно отказывается от эмпиреи и снисходит вниз, чтобы сформировать архитектуру. Здесь половинные фигуры Мадонны с Младенцем и святыми, намеренные слушать молитвы верующих, кажется, выглядывают из самой настоящей золотой лоджии. Великолепная структура этой чудной лоджии, между классическими образцами и готическими новинками, восхитительным образом сгущает глубину архитектурного пространства в толщине запрестольной росписи: они кажутся творениями, «спустившимися с небеса на землю, дабы явить чудо».

Giotto-Polittico-Stefaneschi-recto-secondo-decennio-del-Trecento-dalla-basilica-di-San-Pietro-Citt?-del-Vaticano-Musei-VaticaniПодобное пространственное решение, хотя и с большей сложностью, проявляется в монументальном Полиптихе Стефанески. Это произведение в виде исключения было предоставлено Музеями Ватикана и Фабрикой Святого Петра, и затем было возращено в Ватикан с самыми тщательными мерами предосторожности. В этом шедевре связь между архитектурным пространством, ландшафтом и светом возобновляется и развивается с новой колористической силой. Именно это роднит монументальный полиптих, созданный для главного алтаря базилики Святого Петра в Риме, с росписями Джотто в Ассизи в нижней церкви Святого Франциска и особенно с росписью в часовне Марии Магдалины, возможно, созданной чуть ранее. Здесь ослепительно голубой цвет Капеллы Скровеньи превращается в золото в глубине, но он не вызывают ассоциаций с трансцендентным эмпиреем, скорее с привычным нам небом, сотканным из воздуха и ветра, которое мы ощущаем нашими чувствами. Здесь в воздухе парят ангелы и принимаются в рай апостолы Пётр и Павел.

Миланская выставка также дала возможность воссоединить пять столетий спустя Полиптих Барончелли из базилики Санта-Кроче во Флоренции с острием, который был отпилен от него в конце пятнадцатого века. Этот фрагмент был обнаружен и признан критиком итальянского искусства Федерико Джери в Сан-Диего в Калифорнии в прошлом веке, а также музеем, в котором он хранится в настоящее время. Это произведение подписано почти по-имперски: Джотто называет себя «магистром», — званием, которое даровал ему Роберт Анжуйский, и которое, по возвращении мастера из Неаполя в 1332 году, подтвердила ему Флоренция.

a334e924eeb1218a59962b21bff5f251

Исключительное собрание работ Джотто вызвало обновленное внимание к художественному проекту, вдохновлённому успехом Божественной комедии Алигьери, умершего в 1321 году. Композиционное построение выставки подчеркивала гармоничное соотношение между радостной созерцательной молитвой, музыкой и динамикой света, между позолотой и цветовыми отблесками. Шедевры живописи перекликались с песнями «Рая» и особенно со «смешанной песней», как её называл сам Данте: в ней певцы поют не в унисон, но вступают каждый согласно своей мелодической линии.

Большое впечатление на посетителей выставки произвела специальная оптическая установка: с помощью проекций в натуральную величину она воспроизвела часовню Перуцци Санта-Кроче во Флоренции и позволила продемонстрировать результаты видеосъёмки, сделанной в ультрафиолетовом свете. Кадры показывались в чередовании с изображениями, воспринимаемыми в  видимом свете. Это был действительно необычный опыт, как правило, зарезервированный для немногих экспертов: он позволил в полной мере ощутить то качество дизайна и композиции, которое сделало Перуцци привилегированным местом обучения для молодого Микеланджело Буонарроти. Такие новшества музейной экспозиции помогли увидеть Джотто в новом свете, — в свете двадцать первого века.

Giotto-Polyptych-BaroncelliilИзучение творчества Джотто с помощью невидимого излучения — благодаря современным технологиям — предлагает нашему восприятию то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, и прокладывает всё новые пути знаний по проектной методологии и творческому процессу отца итальянской живописи.

Автор надеется, что 2016 год отметит собой новый этап в процессе сотрудничества в области исследований Джотто, также благодаря миланской выставке. Особая заслуга в этих инициативах принадлежит учреждениям, государственным и частным итальянским институтам, одно из важнейших мест среди которых занимают Музеи Ватикана и их диагностическая лаборатория для консервации и реставрации шедевров духовного наследия человечества.

 

Пьетро Петраройа, итальянский историк искусства

 

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна