Две годовщины в селениях праведных упокоившихся…
Вчера и сегодня (8 и 9 января) католики в России и Казахстане молитвенно вспоминают две важные годовщины – 28 лет минуло со дня смерти двух подвижников Католической Церкви в атеистическом государстве, коим был в те времена Советский Союз.
8 января 2019 г. – 28-я годовщина праведной кончины иеромонаха Василия Рудки
27-28 июня 2019 года прокопьевский приход Матери Божией Неустанной Помощи отпразднует свой 60-летний юбилей. Приход включает в себя верующих обоих обрядов. Интересно отметить, что хотя католики как латинского, так и восточного обрядов появились в Прокопьевске еще в середине 40-х годов, днем рождения прихода принято считать апрель 1959 г. Именно тогда в город прибыл о. Василий Рудка, и религиозная жизнь католической общины начала упорядочиваться.
Василий Рудка родился 17 августа 1912 г. в селе Мыцив (теперь это территория Польши). Он начал мечтать о вступлении в Редемптористский орден с 1920 г., когда впервые побывал на народной миссии, проводимой отцами этого Ордена. Закончив редемптористскую школу для юношей, Василий в 1931 г. стал послушником, с 1932 по 1938 г. обучался в орденской семинарии в Бельгии. 25 июля 1937 г. был рукоположен в священный сан епископом Николаем Чарнецким (ныне причисленным к лику блаженных). До начала войны преподавал французский язык в редемптористской школе, был воспитателем молодого поколения монахов. В 1950 г., после ареста блаженного Ивана Зятыка, о. Василий стал протоигуменом украинской провинции Редемптористского ордена, уже в июле того же года был арестован за «антисоветские и националистические записи в дневнике» и осужден на 10 лет каторжных работ. В октябре 1955 г. из-за болезни ног (тромбофлебит) был освобожден и вернулся во Львов. Однако в 1959 г. власти запретили отцу Василию проживать на территории Украины. Тогда, по благословению Владыки Николая Чарнецкого, он выехал в Прокопьевск, где устроился на работу гардеробщиком в санчасти одной из шахт. Здесь он проработал до выхода на пенсию в 1972 г. В Прокопьевске и его окрестностях проживало множество ссыльных украинцев греко-католиков и немцев римо-католиков. Этим несчастным людям о. Василий отдавал всё своё время. Кроме того, он помогал молодым монахам-подпольщикам заканчивать свое семинарское образование и иноческую формацию. Так в 1979 г. в Прокопьевск приехал третий по счету семинарист Ярослав Сподар, который после рукоположения (28 августа 1983 г.) остался в городе. С конца 80-х годов о. Василий мог служить Литургию, лишь сидя в инвалидной коляске. Свою последнюю Божественную Литургию подвижник Христов совершил 30 декабря 1990 г., а уже 8 января 1991 г. отошёл к Господу. Его тело было перевезено во Львов и погребено на Лычаковском кладбище.
Кем был для прокопчан иеромонах Василий Рудка?
— Такого достойного человека, как отец Василий, мне кажется, редко можно встретить.
Евгения Давидович— Глядя на отца Василия, я понял, что такое настоящий человек, для которого дело Божие – это его собственное дело. Благодаря его моральным качествам, ты попадал к нему в плен. Я хотел бы прожить жизнь так, как он. Я видел его со стороны, видел великого человека, духовно великого, который покорял всех, даже своих идеологических противников…
Юрий Пинкевич— Отец Василий – это святой человек. Он никогда не повышал голоса, никогда! Я в своей жизни таких людей больше не встречала.
Екатерина Мухамеджанова— Вот немки, бабушки, его называли: «Это, говорят, не священник, а Ангел Божий».
Александр Абт
***
9 января 2019 г. – 28-я годовщина отшествия к Отцу Небесному отца Альбинаса Думбляускаса, SJ
Альбинас Думбляускас, литовец по национальности, родился в 1925 г., стал священником и присоединился к Ордену иезуитов, действовавшему тогда в Литве подпольно. С 1961 г. стал посещать верующих в Казахстане, в том числе, в городе Караганде, где проживала большая диаспора немцев-католиков. С 1967 г. поселился в Казахстане постоянно, устроившись работать шофером в туберкулезный диспансер, притом тайно совершая богослужения и преподавая церковные Таинства тем, кто о них просил. В 1977 г. власти дали разрешение на регистрацию католического прихода в Караганде, и отец Думбляускас стал его настоятелем. Едва вышедший из подполья священник сразу же озаботился строительством храма, фундамент которого был освящен великим подвижником и исповедником веры, епископом Александром Хирой. «Богу посвящаем мы основания первой католической церкви. Не водой мы освящаем их, а своими слезами», — сказал в своем слове на церемонии освящения отец Альбинас. Он весь без остатка отдавался пастырским трудам и они приносили сторичный плод. Для примера: в 1979 г. за четыре месяца он преподал 39 тысяч Святых Причастий, ежедневно совершая по четыре св. Мессы – две утром и две вечером; за тот же период к Первому Причастию приступило 300 детей, в богослужениях регулярно участвовало 32 министранта, в процессиях – более 80-ти девочек. Отец Альбинас Думбляускас скончался в ночь с 9 на 10 января 1991 г. и был похоронен у стен построенной им церкви Святого Иосифа, где был настоятелем.
«Кто построил эту церковь?» — о священнике Альбинасе Думбляускасе, SJ:
Каждый год 30 июня в карагандинском приходе Св. Иосифа (в Казахстане) отмечается торжество. В этот день в 1980 г. состоялось освящение приходского храма. Главными его строителями, конечно, были сами прихожане. Даже не имея постоянного священника, они были приходом: организовали группу, которая постоянно ходатайствовала перед властями о разрешении иметь свою церковь, собирали деньги на ее строительство, искали священников, организовывали процессии на кладбище и, естественно, очень много молились. Такую молитву Бог не мог не услышать. И Он дал этим людям священника.
Божьи планы — тайна. Разными путями ведет Он избранных своих. Некоторые проживают жизнь тихо, незаметно исполняя порученные им дела. Другим был путь отца Альбинаса Думбляускаса – первого настоятеля карагандинского храма.
Он родился в многодетной литовской семье 10 февраля 1925 г. и был старшим из девятерых детей. Сороковые годы – страшные для Литвы, туда пришла Советская власть. Молодому монаху-иезуиту Альбинасу довелось испытать на себе гонения на Церковь и священнослужителей. Он был поставлен на особый контроль в КГБ, когда еще учился в семинарии. Отец Альбинас вспоминал: «Сколько раз тайно, чтобы никто не знал, вызывали меня на разговор в КГБ, добивались только одного – работать на них. Старались любым способом получить мою подпись. Давали чистую бумагу: распишись, мы тебе ничего плохого не сделаем – или – просто распишись, что у нас был. Я знал, что расписываться нельзя ни в коем случае, так как, имея мою подпись, там могли подделать любой документ. Потом пытались обмануть, говоря, что мои друзья уже согласились работать с ними. Дальше стали пугать: не согласишься работать, не будешь рукоположен. Потом грозили ссылкой: вышлем в Сибирь к белым медведям, ты никогда оттуда не вернешься. – Высылайте, там уже много высланных людей, буду работать с ними. – Мучили угрозами, допросами, даже гипнозом. Некоторых из моих сокурсников довели до психиатрической лечебницы».
До последнего дня Альбинас не знал, состоится ли рукоположение, так как его имя было вычеркнуто из списка кандидатов уполномоченным по делам религии. Но он непрестанно молился и верил в помощь и защиту Божьей Матери. В итоге, епископ в Каунасе взял ответственность на себя и рукоположил его в тайне от властей.
Так 24 сентября 1950 г. Альбинас Думбляускас стал полуподпольным священником. На примицийной Мессе присутствовали только самые близкие люди. Для него начался непростой путь священника, объявленного КГБ опасным врагом народа. Всеми силами в течение многих лет спецслужбисты старались найти повод, по которому могли бы отправить Альбинаса в тюрьму. Сначала уполномоченный по делам религии потребовал, чтобы его переводили из одного прихода в другой, затем ему вообще запретили служить. Цель была проста: в то время человека, который не работает, запросто могли посадить в тюрьму за тунеядство. Но не такими были Божьи планы. Преследование пошло во благо – священник стал миссионером. Преодолевая все преграды и препоны, которые стояли на его пути, он подготовил сестер-монахинь, желавших отправиться с ним на миссию. Так гонимый КГБ священник оказался в Казахстане. Сначала это был Кустанай. Но и там ему запретили служить, не давали возможности выезжать, облагали штрафами на работе (отец Альбинас работал водителем в тубдиспансере) за отправление религиозных обрядов и, наконец, напечатали фельетон в местной газете, после чего он и вовсе остался без работы, а возле его дома постоянно, сменяя друг друга, дежурили агенты КГБ. Оставаться в Кустанае дальше было невозможно.
И тут отцу Альбинасу приходит приглашение из Караганды: литовская семья, собиравшаяся вернуться на родину, предложила ему поселиться в их доме. Таким образом, о. Альбинас с сестрами-евхаристками оказались в Караганде. Шёл 1976 год.
Поселившись в Караганде, отец Альбинас поначалу не проявлял себя как священник. Он устроился на работу водителем скорой помощи, а Мессы служил тайно, только для своих. Но в городе о нем уже хорошо знали, поскольку раньше он приезжал сюда на миссию, поэтому долго утаивать, что в Михайловке поселился священник, было нельзя. Люди сами начали приходить в дом, где жили отец Альбинас и монахини, а потом сделали ему конкретное предложение: чтобы зарегистрировать приход и построить церковь нужен священник. И отец Альбинас согласился выйти из подполья.
Далее события развивались весьма стремительно. Написали заявление с просьбой о регистрации прихода. Начали хождение по всем инстанциям. И много молились. Отец Альбинас отправлял Новенну за новенной к Божией Матери через заступничество Слуги Божия, епископа Юргиса Матулайтиса. В январе 1977 г. отец Альбинас отправляет группу верующих в Литву в паломничество. 27 января в городе Мариамполе проходит заупокойная Месса в память о епископе Матулайтисе. Немногие знали, о чем просили присутствовавшие на ней пилигримы из Караганды, проехавшие 4000 км. А они молились: «Отец, заступись за нас перед Богом». Молились и в Караганде. И никто еще не знал, что 28 января 1977 года в Москве дали разрешение на регистрацию общины католиков в Караганде. Может быть, кто-то скажет, что это совпадение, но верующие знали точно: Георгий Матулайтис взял Караганду под свою защиту.
В марте 1977 года купили первую землянку, а уже 19 марта в ней официально отслужили первую Мессу. Какое это было великое событие!
Трудно сказать, как и через какие каналы передал священник, минуя железный занавес, сообщение об этом в Ватикан, но в октябре от Папы Павла VI пришло письмо-благословение на открытие прихода.
Еще не получено было разрешение на строительство храма, а отец уже нашел архитектора, с которым работал над проектом церкви, учитывая все возможные запреты и ограничения. А 10 апреля в землянке-храме праздновалась первая Пасха. Всё было, как положено. Сначала – Крестный ход. Срочно шили сестры балдахин для Святых Даров, готовили хоругви. Впереди процессии несли большое Распятие, следом – Святые Дары под балдахином, затем статуя Девы Марии. Процессию сопровождало мелодичное пение верующих. Такого в округе не видели никогда. Естественно, что в КГБ сразу поступил сигнал от местных коммунистов. Отца вызвали в Отдел, занимающийся делами религии, и потребовали объяснений. Сохранилась его объяснительная, в которой священник пишет, что, действительно, обряды Католической Церкви очень торжественны и красивы, и, к сожалению, он не может пока исполнять их в полном объеме, но надеется, что со временем всё получится.
Удивительно, сколь много смог сделать этот священник за столь короткое время. В октябре того же года купили вторую землянку. И вновь усиленно возносили к небесам Новенны. Теперь просили Божию Матерь помочь с получением разрешения на строительство храма. И вновь чудо: 31 октября разрешение получено, земля обмерена, можно строить храм.
В торжественной процессии прихожане во главе со священником переносят Святые Дары в дом напротив, где теперь будут служиться Мессы, а 7 ноября, пользуясь тем, что это праздничный день, а, значит, выходной, верующие разбирают две землянки. В работе во славу Божию участвовали все: и маленькие дети, и старики. Небывалое воодушевление овладело людьми!
Но отец Альбинас понимает, что на этом нельзя останавливаться: капризы властей непредсказуемы. Необходимо как можно скорее залить фундамент. И он объявляет о начале еще одной Новенны: нужна хорошая погода. В тот год до 20 ноября было сухо и тепло. Старики вспоминали, что уже двадцать лет не было такой погоды. Фундамент залили за три дня, 20 ноября епископ Александр Хира освятил его, и стройку заморозили на зиму. И сразу же выпал снег, а народ еще раз уверился, что Пресвятая Богородица Сама участвует в этом строительстве.
В это же время отец Альбинас приобрел в Михайловке еще два дома: в его планах было создание двух монастырей. Сестры, приехавшие с ним, устанавливают связи с Орденом евхаристок в Польше и заводят у себя новициат. В него сразу же поступает 12 девушек. А в другом доме организуется тайный новициат для будущих иезуитов.
Священник понимает, что силами одних только прихожан построить приличный храм невозможно, а потому тайно рассылает сообщения о предпринятом строительстве во все места, где имеет знакомых. И помощь идет. В Германии монахи-францисканцы молятся по 100 розариев в день за храм в Караганде и невероятными путями передают денежные средства. Из Тбилиси отец Эммануил, священник необыкновенной судьбы, сидевший в Карлаге, тоже передает солидную денежную помощь. Много помогала Литва. За лето храм был построен, уже в сентябре 1978 г. в нем начали служить Мессы. И, конечно же, тут же появились проверяющие: на каком основании в храме проходит служба, если еще нет на это официального разрешения? На что священник ответил, что люди сами зашли, а он не может их выгнать.
В одной из своих проповедей епископ-исповедник Александр Хира поблагодарил отца Думбляускаса за его служение и особо подчеркнул, что этот священник заботится о Церкви, как о своей невесте, а потому с каждым годом храм становится всё краше…
(В статье использованы материалы Википедии и журнала «Кредо» за 2008 г.)