Доктринальное пояснение: Дева Мария не может почитаться как «соискупительница»

Доктринальное пояснение: Дева Мария не может почитаться как «соискупительница»

4 ноября состоялась презентация доктринального пояснения Департамента вероучения о некоторых титулах, относящихся к Пресвятой Деве Марии, сообщает русская служба Vatican News.


Документ, озаглавленный Mater populi fidelis, подписан префектом Департамента кардиналом Виктором Мануэлем Фернандесом и секретарем доктринального отдела монсеньором Армандо Маттео. Папа Лев XIV одобрил публикацию – плод долгой коллегиальной работы Департамента – 7 октября.

В новом документе речь идет о почитании Богородицы и о связи личности Девы Марии с деянием Иисуса Христа, в силу которой она является Матерью всех верующих. В тексте предлагается солидный библейский фундамент для почитания Пресвятой Девы Марии, собраны святоотеческие источники, вклад Учителей Церкви, элементы восточной традиции и мысли последних Римских Пап.

В документе изложен анализ определенного числа возвваний к Деве Марии; подчеркивается ценность одних и риски, связанные с другими. Такие воззвания, как Матерь верующих, Матерь духовная, Матерь верного народа, документ относит к наиболее желательным; титул «Соискупительница» рассматривается как неуместный и неподобающий; титул «Посредница» назван неприемлемым, когда в него вкладывается значение, подобающее одному лишь Иисусу Христу, и ценным, когда он выражает инклюзивное посредничество, прославляющее силу Христа. Такие титулы, как «Матерь благодати» и «Посредница всех милостей», названы приемлемыми, если в них вложен определенный смысл, однако они также несут в себе риски, если употребляются с иными акцентами

Таким образом, суть документа – утверждение католического вероучения о почитании Девы Марии, в центре которого находится Христос и Его спасительное деяние. Вот почему, хотя некоторые из перечисленных титулов можно истолковать посредством корректной экзегетики, все же рекомендуется их избегать, как пояснил на документа кардинал Фернандес, говоря, в частности, о народном благочестии. Он предостерег от некоторых групп и публикаций, предлагающих некоторое «догматические развитие», в том числе через социальные сети которое ставит под сомнение доктрину.

В отношении титула «Соискупительница» документ напоминает, что некоторые Папы прибегали к этому титулу, не давая развернутых пояснений и в целом подразумевая связь между Божественным материнством Марии и ее единением с Христом у подножия искупительного Креста. Решением Второго Ватиканского собора этот титул не должен был употребляться по догматическим, пастырским и экуменическим соображенияим. Святой Папа Иоанн Павел II использовал его по меньшей мере семь раз, связывая его прежде всего со спасительной ценностью нашей боли, приносимой в жертву вместе с жертвой Христа, с которой Мария соединяется в первую очередь у подножия Креста.

В документе упоминается дискуссия в лоне Конгрегации вероучения в 1996 году, когда обсуждалась вероятность провозглашение нового догмата о Марии «Соискупительнице или посреднице всех милостей». Кардинал Ратцингер был против такого шага, пояснив это тем, что «пока еще не представляется явным, каким образом доктрина, выраженная в этих титулах, наличествует в Писании и в апостольском Предании». Папа Франциск, в свою очередь, по меньшей мере трижды высказывался против использования титула «Соискупительница». Точно так же, кардинал Ратцингер утверждал, что титул «Мария, посредница всех милостей», не основана явным образом на Божественном откровении.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна