Благоразумие
Мы нуждаемся в благоразумии
Воспользуемся сравнением и скажем, что мужество, о котором мы размышляли месяц назад, в нас, как двигатель в машине, а благоразумие — как руль. Это сравнение не совсем ново. Уже и древние римляне называли благоразумие auriga virtutum — «возничий добродетелей»; возничий, который способен выбирать правильные цели—истинное благо и правильные средства для их достижения. Это также умение сделать правильный расчёт своих сил в конкретных, иногда очень сложных ситуациях. Следовательно, исходя из его природы и названия, благоразумие есть способность видеть перед собой. Видеть и цель, и средства, с помощью которых можно достичь эту добродетель, а также это самый безопасный путь к ней. Верхом ее у христианина будет, очевидно, усвоение Божьего утверждения: «Respice finem et in aetemum non peccabis» — «Имей всегда перед глазами цель своей жизни, и не ошибёшься».
Но мы эту добродетель часто путаем. Чаще всего с ученостью или с излишней предусмотрительностью, которая столько сомневается из-за страха ошибок, что проходит мимо всех возможностей и убивает в человеке всякую смелость к действию.
Благоразумие заключается не в преувеличенной предусмотрительности и не в преувеличенной храбрости. Оно где-то в середине. Все признают, что благоразумие — весьма симпатичная и очень полезная добродетель. Все-таки немного странно, что, хотя все признают его необходимость и красоту, не грешат против других добродетелей столько, сколько против этой. Многие роняют слёзы над неудавшимся делом только потому, что начинали его, не подумав, и неблагоразумно вели его. Мы избежали бы многих неудач, вреда, неврозов, напряжения и печалей, если бы больше заботились о благоразумии, особенно о том, как его приобрести и как сохранить. Эта добродетель имеет естественное основание. Многие её наследуют как рассудительность. Но очевидно и то, что это естественное основание, маленькое оно или большое, развивается дальше личным усилием. Делается это прежде всего личным опытом, итогом прошедших событий, прошедших переживаний. Не каждый, однако, может извлечь благоразумие из опытности. Кто-то имеет в день сто переживаний, но при этом — никакого опыта. И если такой человек не исправится вовремя, из него может вырасти столетнее дитя, которое будет очень занимательно рассказывать о своей жизни, но не будет способно на основании своих переживаний никому ничего посоветовать. Но чтобы наши переживания превращались в опытность, а наша опытность — в благоразумие, хорошо бы после каждого переживания немного времени и немного ненарушимой тишины, в которых мы бы его оценили и расценили, посмотрели на все со стороны, смогли всё хорошенько переварить и уложить в себе.
Для этого хорошо вести хотя бы краткий дневник. В нём мы анализируем те события, которые на нас наиболее повлияли в течение дня или недели. Эта очень простая работа уже очень многим помогла поумнеть, сделать успехи, послужила для личного покоя.
Христианство использует еще некоторые способы обретения опыта: подведение итогов дня, испытание совести; подготовка к таинству исповеди и беседе с духовным наставником; духовные упражнения. Очень важно регулярно останавливаться, сосредоточиваться и ещё раз подробно просматривать то, что мы пережили. О необходимости этой работы нам говорит утверждение: «Historia est magistra vitae», — «История — учительница жизни». Этот титул она получила только потому, что регистрирует, оценивает, упорядочивает и выясняет причины происшедшего. Но было бы глупо, если бы мы захотели управлять в нашей жизни только своим собственным опытом. С ним мы далеко не уйдём. Техника потому идёт вперёд семимильными шагами, что опирается на чужой опыт. Он нам очень нужен — вместе с нашим. Особенно в духовной области. Поэтому полезно иметь постоянное духовное руководство — регулярно беседовать со священником, который будет давать духовные советы. Мы еще получаем опыт из книг. Но все-таки основным источником опытности, необходимой для благоразумной жизни, является молитва, воспринимаемая как совет с Богом, которая должна выражаться размышлением над Евангелием. Желательно каждый день. Желательно по утрам, чтобы с утра до вечера жить по Божией, познанной в размышлении, воле. Читаем в Библии о мудром управителе, о мудрых девах, о муже, который строит башню, и о том, кто идёт в бой и перед этим размышляет. Мы можем быть уверены, что Бог не хочет иметь рядом с Собой дураков. Его не прославляло бы, если бы Он имел Своими слугами тех, которые не знают, чего и зачем хотят.
Иисус Христос хвалит сынов света, ибо они разумнее в своих действиях, чем мы. Можем себе представить, как Господь радовался бы, если бы нашел и в нас хотя бы искреннее старание о благоразумии, — которое уже и является его началом.