Архиепископ Иван Юркович: Диалог необходим, и ему нет альтернативы

Архиепископ Иван Юркович: Диалог необходим, и ему нет альтернативы

29 октября в Москве состоялся III Международный форум «Религия и мир», на котором религиозные лидеры обсуждали проблемы совместного противостояния вызовам современности и в первую очередь – проблемы гонений на христиан на Ближнем Востоке и массовой миграции. Одним из участников форума был апостольский нунций в России архиепископ .

— Каковы Ваши впечатления о работе форума?

— Я первый раз участвую в работе такого форума, и для меня это очень интересно. вчера отмечала годовщину очень важного документа о межрелигиозном диалоге: «Nostra aetate» — декларации II Ватиканского Собора об отношении Церкви к нехристианским религиям. На встрече в Риме Папа Франциск сказал то, что здесь, на форуме, нашло отклик: да, в мире множество проблем, которые развиваются в сложном политическом контексте, и религиозным организациям непросто определиться в современном мире. Но есть две темы, которые всегда актуальны для людей веры: это борьба против терроризма и противостояние бедности и несправедливости.

Борьба против насилия, бедности, страдания людей – это тема, с одной стороны, вечная. С другой стороны, хорошо, что сейчас, когда ситуация в мире так обострилась, здесь, на этом форуме, эти темы поднимаются на самом высоком уровне – как религиозных лидеров, так и на уровне властей России. Еще мне было очень интересно услышать от митрополита Илариона историю миротворческой деятельности Русской Православной Церкви. А пастор Грэм это подтвердил со своей стороны, когда рассказал, как его отец в период холодной войны, преодолевая давление, приезжал в Москву на миротворческие конференции, которые устраивала Русская Православная Церковь.

— Услышали ли Вы что-то новое, то, что интересно с точки зрения развития православно-католического диалога?

— Важно, что митрополит Иларион подчеркнул значение сотрудничества с Католической  Церковью на международной арене в деле защиты христиан, страдающих в ближневосточных военных конфликтах. Есть два уровня, по-моему, оба очень важные: один межличностный, человеческий – когда мы, католики и православные, общаемся, молимся друг за друга. Второй уровень, когда мы говорим о сотрудничестве между Святым Престолом и Московским патриархатом. На форуме значение этого сотрудничества было неоднократно подчеркнуто. Мы вместе должны быть той  солью, о которой говорил Христос, — элементами, полезными для решения проблем, за развитием которых мы должны следить вместе. Активная работа, сотрудничество между верующими обеих конфессий принесет результат. У нас в Католической Церкви есть Папский Совет «Справедливость и », который координирует всю деятельность по международному и межрелигиозному  содействию справедливости, миру и правам человека.

— Вооруженные конфликты привели к невиданным за последние годы потокам беженцев, которые хлынули в Европу. Эта тема обсуждалась?

— Мы знаем, что народы всегда находились в движении, редко кто проживает всю жизнь там, где родился, это вещи обычные. Но то, что сейчас происходит в связи с военным противостоянием на Ближнем Востоке, – это шок. Никто этого не ожидал, никто даже не мог думать, что это приобретет такие масштабы. Я сам из Словении. В страну каждую неделю прибывает до 50 тыс. беженцев – это трудно себе представить! Конечно, Словения и другие принимающие страны нуждаются в помощи Евросоюза. Масштабы страданий беженцев таковы, что вопросы должны решаться с помощью и при поддержке властей. Но Церковь может и должна участвовать  в этом процессе — на уровне ответственности церковных общин и отдельных верующих. Недавно Папа Франциск призвал к открытости всей Католической Церкви к проблеме миграции. В этой ситуации все, что говорит Папа, Католическая Церковь оказывает огромное влияние. Мы все надеемся, что страдания этих людей будут преодолены с помощью настоящего христианского свидетельства.

— А что бы Вы сказали не государствам и Евросоюзу, а обычному верующему, который спросил бы о ситуации с беженцами?

—  Что можно сделать на уровне обычных людей? Если они получили христианское воспитание, они не пройдут мимо страдания другого, к какой бы религии или конфессии он ни относился. Когда вы видите человека на улице, вы не думаете о программах государственной помощи беженцам, но просто сочувствуете ему и вспоминаете, что Евангелие на первое место ставит того, кто принимает бедного, бездомного, странника. И мы не можем  отрешиться от этого. Есть такая поговорка: не стоит шуметь, когда дети спят, но нужно заботиться о них, когда они плачут. Для христианина – если есть страдание, то нельзя отстраняться, нужно быть «в контексте» этого страдания и всех сложностей, которых никто не ожидал.

— Не исключено, что вскоре и столкнется с проблемой размещения ближневосточных беженцев. Может ли она в этом смысле позаимствовать что-то из опыта Католической Церкви в Европе?

— У России и так огромный опыт. Как сказал Патриарх Кирилл, за годы после распада СССР беженцев стало очень много. Но сейчас ситуация меняется: все-таки из бывших советских республик переезжали на новое место люди «знакомые», с общим советским прошлым, с какими-то общими чертами менталитета. А сейчас все по-другому: из стран Ближнего Востока и из Северной Африки приезжают люди иной культуры, разных вероисповеданий. И с ними надо учиться вести . Но и нам, принимающим сторонам, тоже надо развивать между собой: России и Европе, православным и католикам. в этом вопросе необходим, и ему нет альтернативы.

 

Беседовала Юлия Зайцева
Источник: Благовест-инфо

Фото Натальи Гилёвой (Информационая служба Архиепархии Божией Матери в Москве)

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна