От веры к милосердию и обратно: Amoris laetitia

От веры к милосердию и обратно: Amoris laetitia

Апостольское увещание Папы Франциска Amoris laetitia («Радость любви») представляет собой совершенное слияние епископской коллегиальности, синодальности всего Народа Божьего и осуществления Петрова служения. Коллегия епископов приняла участие в разработке документа прежде всего через подробные и вдумчивые консультации, реализованные посредством вопросников, разосланных задолго до начала двух синодальных собраний — «внеочередного» в октябре 2014 года и «очередного» в октябре 2015-го. Ответы со всего мира вовлекли не только пастырей епархиальных Церквей и ватиканских сотрудников, но и множество культурных учреждений, экспертов и пастырских организаций, которые желали внести свой вклад в обсуждение, отвечая на призыв епархий и епископских конференций.

Участие в синодальных ассамблеях епископов было охарактеризовано большой откровенностью. Это создавало также ситуации, когда разнообразие подходов, казалось, замедляло ход собрания или даже ставило препятствие на его пути. Чётко выраженный призыв Святейшего Отца — говорить с абсолютной свободой и ответственностью перед Богом и Церковью — создал атмосферу живости и глубины обсуждения, которая, по мнению многих, не ощущалась со времен II Ватиканского собора. Такое богатство помогло поднять духовную температуру синодального процесса, что дало возможность испытать опыт прогрессивного «примирённого разнообразия», плод общего желания повиноваться Господу и читать знаки времен в свете Его Слова. Это осуществление епископской коллегиальности стало живым и обогащающим опытом той экклесиологии общения, которая нашла своё выражение в выступлении Папы Франциска 17 октября 2015 года по случаю празднования пятидесятилетия учреждения Синода. В нём Папа говорил: «Мир, в котором мы живем, и которому мы призваны служить с любовью даже в его противоречиях, требует от Церкви укрепления взаимодействия во всех аспектах своей миссии. Синод епископов, представляющих католический епископат, становится выражением епископской коллегиальности внутри полностью синодальной Церкви».

Таким образом, в осуществлении этой коллективной ответственности решающим стал непосредственный и постоянный импульс Святейшего Отца, епископа среди епископов, который хорошо осведомлён об уникальности задачи, доверенной Господом апостолу Петру и его преемникам. В процитированной выше речи утверждал: «Иисус основал , поставив во главе её апостольскую коллегию, краеугольным камнем которой является апостол Пётр (ср. Мф 16, 18), тот, кто должен утверждать братьев в вере (ср. Лк, 22, 32). Но в этой Церкви, как в перевёрнутой пирамиде, вершина расположена ниже основания. Вот почему те, кто осуществляет власть, называются «служителями»: в соответствии с первоначальным значением слова, они являются самыми малыми из всех. Именно служа народу Божьему, каждый епископ становится, из-за вверенной ему части паствы, Vicarius Christi, викарием Христа, Который во время Тайной Вечери склонился, чтобы омыть ноги апостолов (ср. Ин, 13, 1-15). С этой точки зрения сам Преемник Петра является никем иным, как servus servorum Dei, слугой слуг Божьих».

Эти слова дают нам точное представление о стиле, с которым Епископ Рима, пришедший «чуть ли не с конца света», намерен осуществлять свою функцию пастыря «Церкви, предстоятельствующей в любви», согласно прекрасному определению святого Игнатия Антиохийского Римского престола (к Римлянам, предисловие). В стиле Папы Франциска сочетается внимательное рассмотрение и оценка всех компонентов общения с чёткой и ясной целью, куда он должен вести Народ Божий. Эти пути указывает Господь: «Синодальная по своей сути Церковь — это Церковь слышащая, осознающая, что слышать важнее, чем слушать. Это взаимное слушание, в котором у каждого есть чему поучиться. Народ верных, епископская коллегия, Епископ Рима: один слушает других; и все слушают Святого Духа, Духа истины (Ин 14, 17), чтобы знать, что Онговорит Церквам (Откр 2, 7)».

Святейший Отец пожелал дать описание Петрову служению, прибегнув к большой цитате из Папы Войтылы: «Подчеркивая необходимость и безотлагательность размышления об ‘обращении папства’, я охотно повторяю слова моего предшественника Папы Иоанн Павла II: ‘Как Епископ Рима я твердо знаю, […], что полное и зримое общение всех общин, в которых, в силу верности Бога, пребывает его Дух, является горячим желанием Христа. Я убеждён в том, что несу в связи с этим особую ответственность; прежде всего в признании экуменических чаяний большинства христианских общин, а также прислушиваясь к обращённой ко мне просьбе найти такой способ осуществления первенства, при котором Епископ Рима мог бы быть открытым к новой ситуации’».

Это осуществилось в Апостольском увещании Amoris laetitia, в котором, сохраняя совершенную верность учению Церкви о браке и семье, Папа Франциск открывает новые пути для его пастырского применения, в частности, используя проницательность пастырей в конкретных ситуациях, с которыми обращаются к ним их верные. Именно здесь возникает дух коллегиальности. С одной стороны Папа Франциск добавил новые отрывки к тексту Синода: достаточно упомянуть великолепное размышление о любви, вдохновленное Первым посланием к  Коринфянам, глава 13, стихи 4-7: четвёртая глава увещания, «Любовь в браке». С другой стороны он присоединился к выводам двух заседаний, приведя их почти полностью. Увещание не даёт простых рецептов и не ограничивается решением вопроса о Причастии, давать его или не давать разведенным, вступившим в новый . Этот труд Папы представляет собой «взгляд, сотканный из веры и любви, благодати и преданности, семьи человеческой и божественной Троицы», чтобы «созерцать семью, которую Слово Божие вверяет в руки мужчины, женщины и детей, дабы они образовали общину людей, которая является образом союза между Отцом, Сыном и Святым Духом» (29).

Папа Франциск чётко отказывается от любого абстрактного одухотворения брачной связи («Небесное представление о земной любви забывает, что лучшее — это то, что ещё никогда не было достигнуто, вино, зреющее в течение долгого времени», п. 135). Такой же решительной является оценка «эроса», в русле того, что утверждал Папа Бенедикт XVI в Deus Caritas Est (ср. п 4.): «Ни в коем случае, — пишет Папа Франциск, — нельзя воспринимать эротическое измерение любви как дозволенное зло или как бремя, которое нужно нести ради блага семьи, но как дар Божий, который украшает встречу между супругами» (п. 152). Папа Франциск убеждён, что «пастырская забота о семьях должна помочь им ощутить, что Евангелие семьи является ответом на самые глубокие ожидания человеческой личности: его достоинства и полного осуществления во взаимности, в общении и плодовитости. Речь идёт не только о том, чтобы представить некие законы, но и  предложить ценности, отвечая на потребности наших дней» (п. 201). Таким образом Папа Франциск предлагает нам путь принятия, сопровождения, проницательности и интеграции для всех семейных ситуаций, как тех, что сохраняют верность в любви, так и «раненых семей», или тех, кто заключил новый брак:

«Для разведённых и живущих в новом союзе важно чувствовать, что они являются частью Церкви, что они не являются отлучёнными, и не рассматриваются как таковые, потому что они всегда остаются в церковном общении. Эти ситуации требуют внимательной проницательности и чуткого, уважительного сопровождения. Нужно избегать всего, что может заставить их почувствовать себя дискриминированными, и поощрять их участие в жизни общины. Забота о них вовсе не является для христианской общины ослаблением её веры и свидетельства о  нерасторжимости брака, — напротив, именно в этой заботе она выражает к ним свою милосердную любовь» (п. 243). Именно здесь вступает в игру осуществление коллегиальности всей Церкви. Верующие призваны быть главными героями общего пути: «Церковь должна сопровождать вниманием и заботой своих самых уязвимых детей, отмеченных раненой и заблудшей любовью. Церковь должна восстанавливать доверие и надежду, чтобы просвещать тех, кто потерял свой путь, или оказались среди урагана. Не забывайте о том, что часто работа Церкви напоминает работу полевого госпиталя» (п. 291).

В отношении сожительства и фактических союзов увещевание, — четко подтверждая нерасторжимость брачных уз, — призывает относиться «ко всем этим ситуациям в конструктивном ключе, стараясь превратить их в новые возможности на пути к полноте брака и семьи в свете Евангелия. Речь идёт о том, чтобы принимать и сопровождать их с терпением и деликатностью» (п. 294). Необходимо делать выбор между логикой исключения и логикой интеграции, единственной, которая соответствует милости, явленной во Христе (п. 296.): «Речь идёт о том, чтобы интегрировать всех; нужно помочь каждому человеку найти свой собственный путь к участию в церковной общине, чтобы он чувствовал себя предметом незаслуженной милости, изливаемой Господом без каких-либо условий и бескорыстно. Никто не может быть осужден раз и навсегда, потому что это противоречит логике Евангелия!» (п. 297). Святейший Отец подчеркивает, что это относится не только к разведённым, живущим в новом союзе, но и ко всем, в какой бы ситуации они не находились.

В Папе Франциске говорит пастырь, который всегда обращался с любовью к людям, нуждающимся в том, чтобы любить и быть любимыми: «Дорогие супруги, имейте смелость быть другими». Что важно, так это любовь, которая соединяет вас, укреплённая и освящённая благодатью» (п. 212).

Архиепископ Бруно Форте

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна