На сессии Синода Епископов по Ближнему Востоку выступил раввин

Заседания Синода Епископов по Ближнему Востоку продолжились 14 октября на пленарных сессиях в присутствии Папы. В программе послеобеденной сессии предусмотрены выступления двух исламских религиозных деятелей: ливанского суннита Мухаммада аль-Саммака и иранского шиитского аятоллы Сейяда Мостафы Мохакека Ахмадабада, ранее уже принимавших участие в работе подкомиссий (всего подкомиссий 10: 6 франкоязычных и по две англо- и арабоязычных).
А накануне во второй половине дня в зале, где проходят заседания Синода, выступал советник Верховного Раввината Израиля, директор департамента международных отношений Американского Еврейского Комитета раввин Давид Розен, получивший личное приглашение Папы участвовать в собрании ближневосточных католических епископов. Бенедикт XVI присутствовал в зале во время выступления раввина, а затем принял его на частной аудиенции.
В своем выступлении перед синодальными отцами раввин Розен подчеркнул, что в христианско-иудейском диалоге в последнее время достигнут немалый прогресс. При этом он отметил, что некоторые католические клирики не знают не только современного иудаизма, но даже учения своей собственной Церкви относительно иудаизма. Раввин признал и тот факт, что в еврейской среде всё еще мало знают о современном христианстве и о тех изменениях, которые произошли в отношениях между иудеями и католиками. К сожалению, — отметил раввин, — реалии жизни на Ближнем Востоке, отмеченные культурной, религиозной и языковой изоляцией проживающих там общин, мало способствуют взаимному узнаванию. Всё сказанное в полной мере относится и к государству Израиль.
Далее, комментируя содержащуюся в Рабочем документе Синода формулировку, в которой оккупация Израилем палестинских территорий названа основным источником ближневосточного конфликта, раввин напомнил, что на самом деле этот конфликт возник за несколько десятков лет до оккупации. Вместе с тем он признал, что христиане-палестинцы имеют право быть солидарными в этом вопросе со всем палестинским обществом. Раввин Розен признал и тот факт, что Церковь в Палестине находится в исключительно трудном положении главным образом потому, что ее разделяет палестино-израильская граница.
В целом же, — сказал раввин Розен, — когда католики и евреи лучше узнают друг друга, они имеют тенденцию видеть друг в друге лучших друзей, которых объединяют общие ценности и интересы. При этом прогресс в развитии еврейско-католических отношений неравномерен, если речь идет о разных странах. Больше всего он заметен в США, в меньшей степени – в странах с преобладанием католического населения и в Израиле. Однако, что касается последнего, то в последние годы имели место далеко идущие перемены.
Огромное впечатление на израильских евреев произвел визит в страну Папы Иоанна Павла II в 2000 г., спустя 6 лет после установления дипломатических отношений между Святым Престолом и Израилем. Израильтян глубоко тронул вид понтифика, молящегося у Стены Плача, поместившего в нишу стены текст покаянной молитвы в преступлениях христиан против евреев, прочитанной двумя неделями ранее в соборе Св. Петра. Эти символические жесты Папы произвели в Израиле ошеломляющий эффект.
Еще одним фактором, объективно способствующим диалогу между евреями и христианами, является изменение демографической ситуации в Израиле, характеризующееся ростом удельного веса христианского населения. Так из бывшего СССР за последние 20 лет на постоянное место жительство в Израиль прибыло около 50 тысяч христиан. Еще больше христиан приезжает сюда на работу (не всегда легально) из стран Азии, Африки и Латинской Америки.

На пресс-конференции, состоявшейся уже после закрытия вечерней сессии, раввин Розен коснулся еще одного щекотливого вопроса – недавнего решения Верховного Суда Израиля, согласно которому все новые граждане страны должны присягать на верность «еврейскому государству». Американский раввин заявил, что лично он не одобряет подобной формулировки, но тут же пояснил, что следует различать понятие «еврейский» (относящееся к этнической группе) и понятие «иудейский» (обозначающее религиозную общину). По мнению раввина Розена, большинство израильтян, говоря о «еврейском государстве», подразумевает именно первое, а не второе значение.
Также 13 октября группа синодальных отцов в составе шести патриархов, префекта Конгрегации Восточных Церквей и генерального секретаря Синода Епископов была принята президентом Италии Джорджо Наполитано. Глава итальянского государства подчеркнул важность христианского присутствия на Ближнем Востоке и диалога между монотеистическими религиями (в рамках диалога культур и цивилизаций), в котором самое активное участие принимает Католическая Церковь.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна