Обретение мощей. (Размышление о преподобном Серафиме Саровском)

Обретение мощей. (Размышление о преподобном Серафиме Саровском)

Ежегодно в первый день августа (19 июля по ст. стилю) празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского. «Радость моя, Христос Воскресе» – так встречал он каждого встречного. О чудотворце, который был исполнен детского, подлинно христианского изумления Богом, на портале «Христианская Россия» размышляет Максим Григорьев (верный византийского обряда, в наст. время — студент католической Высшей духовной семинарии «Мария – Царица Апостолов» в Петербурге).


Батюшка Серафим – это один из тех святых, которым в земной жизни выпала честь и милость встретить Богородицу; один из величайших на русской земле насадителей почитания Пренепорочной нашей Владычицы.

Преподобный заповедал своим духовным чадам, проходя по Канавке вокруг Дивеевского монастыря, по которой прошла Сама , читать 150 раз в сутки Архангельское приветствие: “Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших” (Лк.1:28).

«Богородичное правило», которое обнимает собой всю жизнь Богоматери, разделено на 15 десятков по числу важнейших событий в Ее жизни. Если по непривычке трудно будет одолевать ежедневно 150 раз, следует читать поначалу 50 раз. После каждого десятка надо читать по одному разу «Отче наш» и «Милосердия двери»[1].

Порою христиан объединяют самые неожиданные – не те, которых издревле все мы почитаем своими, а, казалось бы, вполне себе чьи-то “свои” и потому неизбежно “чужие” для другого лагеря. И святой Серафим – один из таких примеров Божиего промысла, ведь его Богородичное правило есть ни что иное, как молитва Святого Розария, данная Той же Богородительницей святому Доминику.

По преданию, Сама Богоматерь в 1214 году явилась святому Доминику и научила его этой простой молитве Архангельского приветствия, которая к XVI веку стала известна и полюбилась всему Католическому миру на Западе. Папа Пий V буллой Consueverunt Romani Pontifices от 1569 году утвердил в Церкви правило этой молитвы и определил его структуру – 150 приветствий разделяются на 15 тайн. Правда, в латинском варианте было деление на три части, а название каждой из “тайн” (на каждую из которых приходилось по пять десятков «Богородице, Дево…»), порядок и треть содержания несколько отличались от Серафимовского правила в том виде, в котором оно до нас дошло. Латинский (хотя на Западе известно несколько вариантов) более христоцентричный, и в нем, как свойственно западной , больше внимания уделено Страстям Господа нашего Иисуса Христа. Восточный же Розарий, известный как Богородичное правило, в восточном же стиле более… богородичный: латинянин, молясь на четках, устремляет взор на Христа с Богоматерью, восточный же христианин – на Богоматерь со Христом.


Канавка Божией Матери, которую не одолеть врагу

Через год после того, как 7 октября 1571 года христианский флот по молитве к Богородице одержал великую победу над мусульманским при Лепанто, Папа Римский провозгласил эту дату праздником Пресвятой Девы Марии Победы. Григорий XIII изменил название праздника. Теперь этот день зовется днем Девы Марии — Царицы Розария, и с 1716 года празднуется всеми латинянами.

С Запада эта молитва в XVIII веке пришла на Русь в виде Богородичной лестовки. Так, вероятно, и воспринял это молитвенное правило святой Серафим, найдя в нем многое духовное утешение и решив распространить среди учеников.

Много разнотолков существует на тему канавки Богородицы, которую, по слову святого Серафима, не переступит антихрист. Иные, следуя духу Мотовилова, видят в канавке границы Российского государства; иные, как отец Андрей Кураев, более историчны в своем предположении о том, что антихристом мог быть злопакостный правящий архиерей, желавший закрыть обитель преподобного. Логика и дух Священного Предания если не прямо на стороне вторых, то точно не на стороне первых: в конце концов, чтобы переступить канавку в Дивеево, антихристу нужно находится уже на наших землях, в то время как врата адовы не одолеют лишь Церковь, которая не имеет границ, но странствует по земле…

Обратим, однако, внимание на духовную сторону вопроса. Ибо дух антихриста уже действует в мире. Сама молитва Розария, Архангельское приветствие, согласно Богородичному правилу – и есть та самая канавка, обходя которую в молитве по четкам мы встречаем нашу Матерь и скрываемся под Ее покровом от врага – не только физического или политического, но и духовного. В XVI веке Богородица спасла Христианскую Европу от порабощения иноверцами, а в Лурде (1858 год) и Фатиме (1917 год) призывала всех людей читать эту молитву ради спасения душ от врага, который приходит и захватывает нас изнутри – в кровавой ли революции российского большевизма, в тихом ли отступничестве послевоенного комфорта Западной Европы.

За набожное чтение как минимум одной части этой молитвы непрерывно в храме или часовне, в семье или общине, если христианин будет молитвенно размышлять о каждой тайне, то может, не имея на себе смертного греха и по принятию Святых Тайн, получить полное отпущение (индульгенцию)[2]. То есть, исповеданные грехи его будут отмолены пред Богом, если волей своей он будет отвращен от всякого греха. Если же с ходу отрешиться от всех злоб не получится, отпущение будет частичным. Ту же молитвенную жертву можно совершать за усопших, чающих Христова утешения. Может ли быть более сладкой и легкой столь действенная епитимья?

Читая Богородичное правило, христианин сопровождает Богородицу в ее земной жизни и вторит архангелу: «Радуйся, Марие!»

Эхо грядущего Благовещения освещает само Рождество Богородицы и Введение Ее во Святая Святых. Оно же освещает и сопровождает Марию на пути ко Елисавете (где воспоет Пречистая гимн свой – “Величит душа Моя Господа”), и в Рождественскую ночь во хлеву, и в пророческий день Сретения во Иерусалиме, и в скорбях бегства во Египет, и в страхе об исчезновении Отрока Иисуса, и на пиру в Кане Галилейской… И у Креста Сына Своего не оставит Ее надежда, в Воскресении Его ставшая явью. И во Успении встретили Ее силы ангельские тем же словом: «Радуйся!» И мы, рабы Ее, из рода в род поем Благословенной: «Радуйся!» И пребываем под покровом Царицы Небесной, на небо взятой душой и телом Матери единого Врача душ и телес, ведущей всех нас к Сыну Своему.


Максим Григорьев

***

[1] С сайта Азбука.ру: https://azbyka.ru/molitvoslov/bogorodichnoe-pravilo.html

[2] Enchiridion Indulgentiarum. Normae et Concessiones,quarta editio, Libreria Editrice Vaticana 1999, n. 17, § 1, 1o цит. по: “Молитва Святого Розария”, сост. в Римско-католическом приходе св. Екатерины Александрийской


Источник: «Христианская Россия»

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна