Обретение мощей. (Размышление о преподобном Серафиме Саровском)
Ежегодно в первый день августа (19 июля по ст. стилю) Русская Православная Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского. «Радость моя, Христос Воскресе» – так встречал он каждого встречного. О чудотворце, который был исполнен детского, подлинно христианского изумления Богом, на портале «Христианская Россия» размышляет Максим Григорьев (верный византийского обряда, в наст. время — студент католической Высшей духовной семинарии «Мария – Царица Апостолов» в Петербурге).
Батюшка Серафим – это один из тех святых, которым в земной жизни выпала честь и милость встретить Богородицу; один из величайших на русской земле насадителей почитания Пренепорочной нашей Владычицы.
Преподобный Серафим Саровский заповедал своим духовным чадам, проходя по Канавке вокруг Дивеевского монастыря, по которой прошла Сама Пресвятая Богородица, читать 150 раз в сутки Архангельское приветствие: “Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших” (Лк.1:28).
«Богородичное правило», которое обнимает собой всю жизнь Богоматери, разделено на 15 десятков по числу важнейших событий в Ее жизни. Если по непривычке трудно будет одолевать ежедневно 150 раз, следует читать поначалу 50 раз. После каждого десятка надо читать по одному разу «Отче наш» и «Милосердия двери»[1].
Порою христиан объединяют самые неожиданные святые – не те, которых издревле все мы почитаем своими, а, казалось бы, вполне себе чьи-то “свои” и потому неизбежно “чужие” для другого лагеря. И святой Серафим – один из таких примеров Божиего промысла, ведь его Богородичное правило есть ни что иное, как молитва Святого Розария, данная Той же Богородительницей святому Доминику.
По преданию, Сама Богоматерь в 1214 году явилась святому Доминику и научила его этой простой молитве Архангельского приветствия, которая к XVI веку стала известна и полюбилась всему Католическому миру на Западе. Папа Пий V буллой Consueverunt Romani Pontifices от 1569 году утвердил в Церкви правило этой молитвы и определил его структуру – 150 приветствий разделяются на 15 тайн. Правда, в латинском варианте было деление на три части, а название каждой из “тайн” (на каждую из которых приходилось по пять десятков «Богородице, Дево…»), порядок и треть содержания несколько отличались от Серафимовского правила в том виде, в котором оно до нас дошло. Латинский Розарий (хотя на Западе известно несколько вариантов) более христоцентричный, и в нем, как свойственно западной традиции, больше внимания уделено Страстям Господа нашего Иисуса Христа. Восточный же Розарий, известный как Богородичное правило, в восточном же стиле более… богородичный: латинянин, молясь на четках, устремляет взор на Христа с Богоматерью, восточный же христианин – на Богоматерь со Христом.
Канавка Божией Матери, которую не одолеть врагу
Через год после того, как 7 октября 1571 года христианский флот по молитве к Богородице одержал великую победу над мусульманским при Лепанто, Папа Римский провозгласил эту дату праздником Пресвятой Девы Марии Победы. Григорий XIII изменил название праздника. Теперь этот день зовется днем Девы Марии — Царицы Розария, и с 1716 года празднуется всеми латинянами.
С Запада эта молитва в XVIII веке пришла на Русь в виде Богородичной лестовки. Так, вероятно, и воспринял это молитвенное правило святой Серафим, найдя в нем многое духовное утешение и решив распространить среди учеников.
Много разнотолков существует на тему канавки Богородицы, которую, по слову святого Серафима, не переступит антихрист. Иные, следуя духу Мотовилова, видят в канавке границы Российского государства; иные, как отец Андрей Кураев, более историчны в своем предположении о том, что антихристом мог быть злопакостный правящий архиерей, желавший закрыть обитель преподобного. Логика и дух Священного Предания если не прямо на стороне вторых, то точно не на стороне первых: в конце концов, чтобы переступить канавку в Дивеево, антихристу нужно находится уже на наших землях, в то время как врата адовы не одолеют лишь Церковь, которая не имеет границ, но странствует по земле…
Обратим, однако, внимание на духовную сторону вопроса. Ибо дух антихриста уже действует в мире. Сама молитва Розария, Архангельское приветствие, согласно Богородичному правилу – и есть та самая канавка, обходя которую в молитве по четкам мы встречаем нашу Матерь и скрываемся под Ее покровом от врага – не только физического или политического, но и духовного. В XVI веке Богородица спасла Христианскую Европу от порабощения иноверцами, а в Лурде (1858 год) и Фатиме (1917 год) призывала всех людей читать эту молитву ради спасения душ от врага, который приходит и захватывает нас изнутри – в кровавой ли революции российского большевизма, в тихом ли отступничестве послевоенного комфорта Западной Европы.
За набожное чтение как минимум одной части этой молитвы непрерывно в храме или часовне, в семье или общине, если христианин будет молитвенно размышлять о каждой тайне, то может, не имея на себе смертного греха и по принятию Святых Тайн, получить полное отпущение (индульгенцию)[2]. То есть, исповеданные грехи его будут отмолены пред Богом, если волей своей он будет отвращен от всякого греха. Если же с ходу отрешиться от всех злоб не получится, отпущение будет частичным. Ту же молитвенную жертву можно совершать за усопших, чающих Христова утешения. Может ли быть более сладкой и легкой столь действенная епитимья?
Читая Богородичное правило, христианин сопровождает Богородицу в ее земной жизни и вторит архангелу: «Радуйся, Марие!»
Эхо грядущего Благовещения освещает само Рождество Богородицы и Введение Ее во Святая Святых. Оно же освещает и сопровождает Марию на пути ко Елисавете (где воспоет Пречистая гимн свой – “Величит душа Моя Господа”), и в Рождественскую ночь во хлеву, и в пророческий день Сретения во Иерусалиме, и в скорбях бегства во Египет, и в страхе об исчезновении Отрока Иисуса, и на пиру в Кане Галилейской… И у Креста Сына Своего не оставит Ее надежда, в Воскресении Его ставшая явью. И во Успении встретили Ее силы ангельские тем же словом: «Радуйся!» И мы, рабы Ее, из рода в род поем Благословенной: «Радуйся!» И пребываем под покровом Царицы Небесной, на небо взятой душой и телом Матери единого Врача душ и телес, ведущей всех нас к Сыну Своему.
Максим Григорьев
***
[1] С сайта Азбука.ру: https://azbyka.ru/molitvoslov/bogorodichnoe-pravilo.html
[2] Enchiridion Indulgentiarum. Normae et Concessiones,quarta editio, Libreria Editrice Vaticana 1999, n. 17, § 1, 1o цит. по: “Молитва Святого Розария”, сост. в Римско-католическом приходе св. Екатерины Александрийской
Источник: «Христианская Россия»