Май с Розарием
Любовь к Пресвятой Деве Марии проявляется в нашей жизни в различных формах. В святом Розарии – молитве, вот уже в течение многих веков особенно рекомендуемой Церковью – выражены основные истины нашей христианской веры. Посредством размышления о тайнах Пресвятая Дева Мария учит нас постижению жития Своего Сына. Иногда Она Сама, пребывающая в исключительном единении со Христом, выступает на первый план, но чаще наше внимание приковывает к Себе именно Христос. Мария рассказывает нам о Господе: о Его Рождестве, общественном служении, смерти на Кресте, Воскресении и славном Вознесении.
Мария очень любит молитву Розария. По словам Святого Хосемарии Эскрива, молитвы святого Розария с созерцанием тайн, повторением «Отче наш» и «Радуйся, Мария», с хвалой Святой Троице и постоянным призыванием Матери Божией – это непрерывное свидетельство веры, надежды и любви, поклонения и покаяния. [1230 — Св. Х. Эскрива, Святой Розарий, Предисловие]
Слово “Розарий” буквально означает: “венок из роз”. У многих народов такой венок символизирует радость и любовь. Папа Иоанн XXIII назвал Розарий совершенной формой медитативной молитвы, составленной по образу мистического венца, в котором ангельское приветствие, молитва Господня и славословие Пресвятой Троице переплетаются с размышлением о величайших тайнах нашей веры: во время чтения Розария ум человеческий при посредстве созерцания различных сцен погружается в драму Воплощения нашего Господа и совершенного Им Искупления. [1231 — Иоанн XXIII, Энц. Grata recordatio]
В этой посвященной Марии молитве собраны воедино молитвословие и созерцание христианских тайн, которое является словно бы душой Розария. Размышление с паузами дает возможность всем участникам чтения Розария одновременно творить собственную духовную молитву. Сосредоточение на сценах из жизни Иисуса Христа делает молитву весьма плодотворной.
В чтении Розария мы вместе проживем жизнь Иисуса, Марии и Иосифа. Каждый день мы вновь будем служить им. Услышим их семейные беседы. Увидим, как растет Мессия. Поразимся тридцати годам Его безвестности… Будем свидетелями Его страданий и Смерти… Будем ошеломлены славой Его Воскресения… Одним словом: будем созерцать все вместе и каждое в отдельности мгновение жизни Иисуса Христа. [1232 — Св. Х. Эскрива, Святой Розарий, Предисловие]
Благодаря размышлению, наши молитвословия становятся значительно живее: “Отче наш”, “Радуйся Мария” приобретают куда более глубокий смысл. Наша духовная жизнь безмерно обогащается: у нас возникает постоянное расположение к молитве и размышлению. Постепенно мы учимся сопереживать Христу и погружаемся в исключительно благочестивую атмосферу. Мы радуемся со Христом радующимся, скорбим со Христом скорбящим, в надежде разделяем с Ним славу Воскресения. Литургия и Розарий, хотя они и функционируют в разных плоскостях, имеют своим предметом одни и те же события нашего Спасения. Литургия актуализирует величайшую тайну нашего Искупления, а Розарий, посредством благочестивых размышлений молящихся людей, напоминает о ней и побуждает нашу волю черпать из нее правила жизни. [1233 — Павел VI, Энц. Marialis cultus, 48]
II Ватиканский Собор предписывает всем сынам Церкви благородно поощрять почитание Пресвятой Девы, особенно литургическое, высоко ценить практики и благочестивые упражнения, вдохновляемые Ею и рекомендованные на протяжении веков учительской властью Церкви [1234 — II Ват. Собор, Lumen gentium, 67]. Мы знаем, сколь настойчиво Церковь рекомендует молитву по Розарию. По словам папы Павла VI, Розарий — это одна из прекраснейших и эффективнейших общих молитв, к которой следует призвать христианские семьи [1235 — Там же, 54]. Во многих случаях это подтверждается практикой. Иногда достаточно прочитать лишь одну тайну, используя подходящий случай: например, майские богослужения в честь Марии, паломничество к месту поклонения Марии и т. д. Очень многого можно достичь, если научиться читать Розарий с раннего детства.
Семейный Розарий – это источник духовного блага для всех членов семьи. В этом случае милосердие Божие объемлет весь семейный очаг. Чтение молитвы ”Ангел Господень” и молитвы Розария должно стать своего рода духовным оазисом для отдельных христиан и для христианских семей в их дневном странствии. Здесь они могут черпать силы и утверждаться в надежде [1236 — Иоанн Павел II, Проповедь, 5.X.1980]. Иоанн Павел II призвал нас ревностно сберегать нежную и доверчивую любовь к Пресвятой Деве Марии, которая отличает многих христиан, и не допустить, чтобы она угасла. Необходимо оставаться верными традиционным марианским практикам Церкви: молитве Ангел Господень, посвящению Марии некоторых дней и месяцев, а особым образом – Розарию. Следует возродить прекрасный обычай чтения Розария в семье. [1237 — Иоанн Павел II, Проповедь, 12.Х.1980]
Во время сегодняшнего размышления нам следует спросить самих себя: прибегаем ли мы к молитве по Розарию как к всемогущему оружию [1238 — Св. Х. Эскрива, Святой Розарий, Предисловие], чтобы испросить у Марии необходимую нам благодать? Мы получим ее, если будем читать Розарий с должным вниманием, стараясь глубже проникнуть в смысл каждой из его тайн. Еще большее благословение снизойдет на нас, если мы приложим усилия, чтобы привлечь к чтению Розария наших домашних и друзей, которые, таким образом, приблизятся к нашей Небесной Матери и полюбят Ее.
Тем, кто активно призывает к молитве по Розарию и видит в ней совершенную форму ежедневного общения с Пресвятой Девой Марией, иногда приходится встречаться с такими лицами, которые, возможно, в доброй совести, отказываются читать эту молитву и при этом ссылаются на факт своей рассеянности. По их словам, они не могут заставить себя сосредоточиться во время чтения Розария, а потому им лучше вообще не читать этой молитвы, чем читать ее лишь формально. В этой связи, можно вспомнить, что папа Иоанн XXIII назвал самым плохим Розарием тот, которого не читают вовсе. Святой Альфонс Лигуори когда-то писал, что рассеянность во время молитвы может возникать как раз потому, что эта молитва весьма докучает дьяволу. [1239 — Св. Альфонс Лигуори, Трактат о молитве]
Некоторые духовные наставники сравнивают Розарий с песнью в честь Пресвятой Богородицы. Даже если мы не слышим слов, сама мелодия побуждает наш ум и сердце обратиться к Матери Божией.
Неумышленная утрата сосредоточенности, если с этим явлением ведется борьба, не уничтожает духовных плодов Розария, как и любой другой устной молитвы. В свое время Святой Фома Аквинский говорил о троякой концентрации внимания во время молитвословия. При этом речь шла о правильном произнесении всех слов и проникновении в их смысл, но особенно подчеркивалась необходимость не терять из виду цель молитвы: прославление Бога и прошение о даре благодати. Именно последний элемент является важнейшим и необходимым, а потому молиться могут даже совсем необразованные люди, которые не понимают как следует смысла произносимых ими слов. Тем не менее, их порыв может стать столь мощным, что их ум все же будет вознесен к Богу. [1240 — Св. Фома Аквинский, Сумма теологии, I–II, 83,8]
Необходимо стремиться читать Розарий как можно более тщательно, обращая внимание на четкое произнесение слов, паузы, ударения, минуты тишины, в которые мы размышляем об очередной тайне, а также посвящая каждую тайну конкретному прошению (о Вселенской Церкви, о Святейшем Отце, о местном епископе, о семьях, о призваниях ко священству, о миссиях и миссионерах, о мире в том или ином регионе, о наших личных проблемах и проблемах наших друзей и знакомых…). “Розы”, которые мы дарим Пресвятой Деве Марии, не должны быть вялыми и мятыми, а такими они могут стать в случае рутинного чтения Розария и в случае, если мы по своей вине теряем сосредоточение. С другой стороны, следует помнить, что рассеянности как таковой избежать очень трудно, а Пресвятая Дева Мария видит все наши усилия и благодарно принимает их.
Чтобы читать Розарий по-настоящему благочестиво, необходимо отвести для этого специальное время. Очень грустно, когда мы откладываем молитву по Розарию на поздний час. Это все равно что и вовсе не читать ее, – предупреждает нас Святой Хосемария Эскрива. Перед сном, в лучшем случае, прочтешь его плохо, не созерцая его тайн. Так вряд ли удастся преодолеть рутину, удушающую истинное благочестие [1241 — Св. Х. Эскрива, Борозда, 476]. Ты всегда откладываешь Святой Розарий, а там и пропускаешь, тебе хочется спать, – продолжает он. – Если нет другого времени, читай его хоть на улице, но так, чтобы никто не заметил. К тому же, он поможет тебе оставаться в присутствии Божием. [1242 — Там же, 478] Его можно читать где угодно: в храме, на улице, в пути, одному или с семьей, в ожидании приема у врача или в очереди за билетами, или на почте. Едва ли хоть какой-то христианин сможет утверждать, что у него нет времени на эту, столь прекрасную и рекомендованную Церковью молитву.
Наступит момент, когда Господь явит нам плоды благочестивого чтения Розария, пусть даже в состоянии вынужденной рассеянности: неслучившиеся катастрофы, обращения, обычные и чрезвычайные дары благодати для нас и для других людей, воспользовавшихся нашей молитвой, хотя и не знавших нас.
Эта, столь действенная и угодная Пресвятой Деве Марии молитва, во многих случаях может стать формой выражения нашей мольбы и благодарности, а также формой покаяния за совершенные нами грехи: Пречистая Дева, я хорошо знаю, что я жалок, ничтожен, и с каждым днем лишь увеличиваю число своих грехов”. Ты говорил мне, что на днях сказал это Нашей Матери. А я посоветовал тебе молиться по Розарию: священная монотонность молитв очистит тебя от монотонности твоих грехов! [1243 — Там же, 475]
Из книги:
«В общении с Богом. Молитвенные размышления на каждый день»
Автор — испанский священник и богослов Франсиско Карвахал
Перевод — диакон Владимир Дегтярев