Конгрегация вероучения: иерархические и харизматические дары «единосущны» Церкви

Конгрегация вероучения: иерархические и харизматические дары «единосущны» Церкви

Иерархические дары и харизматические дары являются «единосущными» в жизни Церкви: в этом заключается главная мысль послания «Iuvenescit Ecclesia» (« молодеет»), опубликованного ватиканской Конгрегацией вероучения. Документ — за подписью префекта кардинала Людвига Мюллера и секретаря архиепископа Луиса Ладарии — обращён к епископам Католической Церкви и делает акцент «на отношениях между иерархическими и харизматическими дарами для жизни и миссии Церкви».

Именно принцип единосущности связывает иерархические дары с харизматическими. Первые получают через  Таинство рукоположения (епископское, священническое, диаконическое), а вторые свободно распространяются Святым Духом. Об этом чётко говорится в послании «Ecclesia Iuvenescit» (IE), подчёркивая, что «Церковь молодеет в силу Евангелия», обновляемая, созидаемая и направляемая Святым Духом «с помощью различных иерархических и харизматических даров».

Основное внимание в послании уделяется не пастырским или практическим, а богословским вопросам, которые вытекают из отношений между Церковью и новыми церковными движениями и ассоциациями, настаивая на гармонической связи и взаимодополняемости этих двух субъектов, в рамках «плодотворного и упорядоченного участия» харизм в общении Церкви. Именно Церковь не позволяет им «уйти от послушания церковной иерархии» и не даёт им «права на самостоятельного служение». Поэтому носители этих «важнейших даров для жизни и миссии Церкви», подлинных харизм, должны быть «открыты к миссии и проявлять  необходимое послушание епископам и свойственное членам Церкви постоянство».

Из этого следует, что их «противопоставление или сопоставление» с иерархическими дарами было бы ошибкой. В самом деле, не следует противопоставлять Церковь «иерархическую» Церкви «любви». В Церкви «основные институты являются  харизматическими», а харизмы должны институционализироваться, чтобы иметь связность и преемственность». Таким образом, оба эти аспекта «помогают сделать тайну и спасительное дело Христа присутствующими в мире».

Новые реальности, следовательно, должны достичь «церковной зрелости», что предполагает их полное развитие и введение в жизнь Церкви, всегда в общении с пастырями и внимательными к их указаниям. Существование новых реалий, говорится в документе, наполняет сердце Церкви «радостью и благодарностью», но и призывает их к «позитивным отношениям со всеми другими дарами, присутствующими в церковной жизни», так, чтобы они помогали благу Церкви и её миссии евангелизации. «Харизматическое измерение, — говорится в документе, — должно всегда присутствовать в жизни и миссии Церкви».

Но как распознать подлинный харизматический дар? Послание Конгрегации указывает на то, что это является задачей церковных иерархов, в соответствии с определёнными критериями. Обладатель харизматического дара должен быть орудием святости в Церкви; заниматься миссионерским распространением Евангелия; полностью исповедовать католическую веру; свидетельствовать о реальном общении со всей Церковью, принимая с лояльной готовностью её доктринальные и пастырские учения; признавать и ценить другие харизматические компоненты в Церкви; смиренно принимать моменты испытания во время распознавания; иметь такие духовные плоды как любовь, радость, мир, человечность.

«Iuvenescit Ecclesia» напоминает, что Кодекс канонического права Церкви предусматривает множество правовых форм признания новых движений и объединений, связанных с харизматическими дарами. Кроме того, в документе обращается внимание на два других фундаментальных критерия. Первый — это уважение к особенностям отдельных церковных объединений с целью избежать их «правового принуждения», что «умертвляет новизну», которую они несут в себе. Второй критерий предполагает «уважение к фундаментальному церковному порядку» с одновременной поддержкой «фактического включения харизматических даров в жизнь Церкви», не допуская, чтобы харизматические формы понимались в качестве «параллельной реальности», без упорядоченной связи с иерархическими дарами.

Документ Конгрегации вероучения далее гласит, что отношения между иерархическими и харизматическими дарами должны принимать во внимание неразрывную связь между Вселенской Церковью и поместными Церквами. Это означает, что дары даются всей Церкви, но они «могут быть реализованы только в служении  конкретной епархии». И не только: они также представляют собой «реальную возможность» развивать христианское призвание каждого, будь то брак, священническое безбрачие или рукоположённое служение. Посвященная жизнь также «помещается в харизматическое измерение Церкви», потому что её духовность может стать «значительным ресурсом» как для мирян, так и пресвитеров, помогая всем им жить конкретным призванием.

В заключение документ Конгрегации вероучения  предлагает взглянуть на Марию, «Матерь Церкви», образец «полного послушания действию Святого Духа»: через её заступничество выражается надежда на то, что «харизмы, обильно распространяемые Духом Святым среди верующих, будут послушно приняты ими и использованы в жизни и миссии Церкви и на благо мира».

 

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна