Когда религиозная свобода под угрозой

Когда религиозная свобода под угрозой

«Государство является светским, а — мультирелигозно»: так озаглавлена книга, опубликованная Ватиканским издательством за подписью кардинала Барселонского на покое Луиса Мартинеса Систаха. Издание, затрагивающее одну из наиболее обсуждаемых тем в западном обществе, содержит речь, которую кардинал произнес 10 ноября 2015 года по случаю назначения его членом каталонской Академии юриспруденции и законодательства. Предлагаем вашему вниманию главу из этой речи.

000

Государство может быть светским, но общество — нет: исключительно светским оно быть никак не может. В нем живут люди верующие и неверующие, равно как и те, кто верят и осуществляют свою религию в рамках социального сосуществования. Человек является социальным существом по своей природе, он живёт своей верой среди конкретного общества. В нашей Западной Европе самое время задуматься, не движемся ли мы в сторону исключительно светского общества. Кардинал Рикар Бордосский, говоря о светскости, утверждает, что в течение десяти лет, по крайней мере, в некоторых сферах жизни, происходит переход от светского государства к светскому обществу. Правильно понимаемая светскость сегодня подвергается сильному давлению, исходящему от самых разных течений, но которые могут объединяться и усиливать друг друга, чтобы создать культурную и социальную атмосферу секуляризма. Эти течения имеют целью устранить присутствие религии в обществе.

Остановимся на некоторых из этих течений, которые поддерживаются социальными группами. Сегодня утверждается светскость, которая является дочерью секуляризации. В отличие от других течений она не воинствующая, но из-за развития событий, вызванных определённой политикой, она способствует ликвидации религиозной сферы в обществе. Речь здесь идёт не о  какой-то борьбе, а просто о незнании и равнодушии к религиозному измерению. Это означает ослабление социального и общественного присутствия религии и Церкви.

Эта секуляризация общества многообразно проявляется со стороны муниципальных органов, например, в том, что они распоряжаются по своему усмотрению приходскими домами, когда священники в них не живут, или используют храмы и молитвенные места для концертов, выставок, не представляя себе полностью религиозного измерения этих мест. Либо закрывают часовни при больницах и хосписах, заставляют верующих работать по воскресеньям ради своих экономических интересов и т.д.

В некоторых западных странах происходит секуляризация общественного пространства. Это форма секуляризма, который хочет низвести религиозное измерение в область личной жизни, запрещая любую форму религиозного выражения в общественном пространстве. Многие из наших современников не хотят, чтобы  говорила с силой и уверенностью о своих убеждениях. Отсюда значение термина «прозелитизм», который должен быть отвергнут из-за отсутствия уважения к свободе. Но его не следует путать с возможностью предложить свою веру другим, уважая их свободу, так как это является частью свободы выражения.

Другая современная тенденция проявляется в отказе принимать публичную позицию по отношению к религиям. Она находит свое отражение в отношении к выступлениям церковных иерархов, когда те говорят о фактах социальной и политической жизни, связанных с этической сферой. Эти заявления рассматриваются как несправедливые и идущие вразрез с секуляризмом. Однако  истинная светскость гарантирует полную свободу высказывать свои мысли по вопросам, затрагивающим достоинство человеческой личности и его основные права. Как и любое объединение, имеет право свободно выражать свое мнение, что является частью её миссии.

Существует также тенденция изменять дни религиозных праздников. Это может происходить из-за враждебности или безразличия к истории страны, которая в Западной Европе глубоко отмечена христианством. Либо для того, чтобы подчинить жизнь верующих экономическим критериям общества. Но без сомнения, в основе этого лежит желание некоторых групп систематически скрывать целую часть истории и культуры страны, отмеченных религией, которая имеет значение для настоящего и будущего. При этом забывают о важности христианских корней Западной Европы, которые положительно отмечают нашу идентичность: без неё мы бы не знали, кто мы есть.

Существует также желание превратить престольные религиозные  праздники исключительно в гражданские или устранить религиозные действия из официальных праздников, которые имеют религиозную основу. Поступая так, утверждается, что религия есть нечто личное и частное, поэтому для её публичного присутствия в обществе нет места. Это секуляризм в чистом виде.

Из-за иммиграции, в принимающих странах были реакции, вызванные исламом. Франция, в частности, законом от 15 марта 2004 года, запрещает использование знаков, выражающих принадлежность к религии, в государственных школах и в других образовательных учреждениях. Это положение можно понять, если нарушается общественный порядок с провокационным использованием религиозных знаков. Если это не так, то этот указ можно рассматривать как нарушение права на свободу вероисповедания. Таким образом  государственная школа становится убежищем государства, в котором религии нет места.

Стоит отметить ещё одну концепцию, которая стремится оправдать отсутствие представителей государственных властей на религиозных праздниках во имя требования «непринадлежности» к какой-либо конфессии и в качестве подтверждения светскости государства. Некоторым кажется, что такое присутствие противоречит светскости государства или создает ситуацию, присущую государству конфессиональному. В связи с этим я считаю, что светское государство с демократической светскостью, позитивной и открытой не должно ни запрещать, ни выступать против того, чтобы представители органов государственной власти — верующие или неверующие — могли принимать участие в религиозных богослужениях.

Светскость государства находится в гармонии со стилем жизни общества, которое по сути является многоконфессиональным. Власти состоят на службе граждан и групп, ассоциаций и институтов общества. Их присутствие в религиозных актах, в которых участвуют верующие одной из конфессий, является ещё одним проявлением уважения и почтения, которое государственная власть должна иметь к своим гражданам, а также её желания принимать участие в том, что дорого верным какой-либо религии. Действительно, приятно видеть представителей народа в культурных, религиозных и социальных манифестациях, которые задумывают, организуют и празднуют граждане.

Наиболее очевидный случай мы имеем в религиозных торжествах покровителей городов и стран. Присутствие властей в таких актах является присутствием солидарным, особенно с местными католиками. Оно является выражением их уважения к людям, празднующим день своего святого покровителя, а также признательностью властей за участие этих граждан и их религии в общественных делах, в оказании помощи в реализации общего блага. Религиозные акты и праздники являются действиями граждан в силу их основополагающего права на свободу вероисповедания, помощью в реализации их личности и их участия в общем благе общества. Вспомним, к примеру, служение «Каритас», приходов, религиозных конгрегаций многим нуждающимся людям, особенно с учётом серьёзных последствий экономического кризиса.

Социальное и публичное выражение веры составляет часть права верующего человека. Это должно быть возможным в любом обществе, так как демократическое общество является обществом плюралистическим, в котором при соблюдении установленного порядка, могут проявляться все публичные выражения религии.

Здесь стоит повторить, что государство является светским, но общество нет. Общество имеет миссию: дать возможность религии обогатить всем своим духовным и человеческим достоянием жизнь страны. В демократическом обществе правильно понимаемая светскость обеспечивает связь между различными духовными и религиозными традициями общества, и это должно быть предметом пристального интереса со стороны властей, которые стремятся к общему благу.

Папа Иоанн Павел II в своём обращении к дипломатическому корпусу от 12 января 2004 года сказал, что «общины верующих присутствуют в каждом обществе, являясь выражением религиозного измерения человеческой личности. Верующие, следовательно, правомерно рассчитывают на участие в публичных дебатах. К сожалению, следует отметить, что это не всегда так. В некоторых европейских государствах мы наблюдаем в последнее время отношение, которое может поставить под угрозу действительное уважение свободы религии».

Церковь не является политическим деятелем и не претендует на это, но имеет глубокий интерес к благу политического сообщества, душой которого является справедливость. Христианская вера очищает разум и помогает ему быть тем, чем он должен быть. Церковь призвана выполнять исконную миссию евангелизации как в том, что касается провозглашения Благой Вести, так и способности передавать гражданскому обществу тот «дух», который может сделать его более человечным.

Конечно, полное признание истинной религиозной сферы является абсолютно необходимым для правильного и плодотворного присутствия Церкви в обществе. Как мы уже говорили, религиозное измерение выходит за пределы типичных актов проповеди и богослужения; оно отражается и выражает себя по своей природе в нравственном и человеческом жизненном опыте, который является эффективным в области образования, общественной жизни, брака, семьи и культуры. Все это, — мы настаиваем, — предполагает признание религиозного измерения в жизни человеческого сообщества.

 

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна