Кармил – «виноградник Божий»

Сегодня гостем рубрики «Призвание» является представительница Сибирского Кармила сестра Христина, уроженка Российской Федерации, недавно принесшая постоянные монашеские обеты.

Во время литании всем святым

25 марта сего года в новом здании монастыря Кармил Воскресения Христова в Новосибирске состоялось принесение торжественных монашеских обетов и облачение в покрывало вечного посвящения с. Христины Пресвятой Богородицы, OCD. Обряд был совершен в присутствии Владыки Иосифа Верта, с которым сослужили девять священников; также в празднике участвовали представители пяти монашеских конгрегаций, воспитанники предсеминарии и миряне (в том числе гости — православные и протестанты). Предлагаем вашему вниманию интервью с новопосвященной сестрой, посвященное теме созерцательного призвания в Церкви.

Сестра Христина, Вы дали торжественные обеты Господу в Торжество Благовещения; с чем связан выбор этой даты?

Монашеское формирование в нашем Ордене длится шесть лет, и я вступила в монастырь также около шести лет назад. Для меня это не только совпадение, но и особый знак Божия Промысла: ведь наш Орден посвящен Пресвятой Богородице. Ее жизнь, прожитая в тишине и безвестности, в непрестанной молитве и всецелом послушании Слову Божию, — совершенный пример для каждой кармилитки.

Расскажите немного об истории Вашего Ордена. В чем специфика его харизмы?

Истоки Ордена восходят на священную гору Кармил, которая является в Библии образом необычайной красоты, плодородности и радости уединенного пребывания с Богом. Это слово переводится как «виноградник Божий». Святой пророк Илия, покровитель нашего Ордена, молился на этой горе и явил там свою ревность о Боге Живом. В XII веке на Кармиле поселились его последователи — отшельники, которые посвятили свою жизнь созерцанию, в полном самоотречении от благ мира сего. Реформа Ордена произошла в XVI веке, который был очень тяжелым в истории Церкви; тогда наша матерь, св. Тереза Иисуса (Авильская), глубоко переживая разделение христиан, всеобщее охлаждение веры и осквернение святынь, обновила Орден возвратом к первоначальной строгости и аскезе. Как великий мистик, она видела, что углубление молитвенной жизни, подлинная близость с Богом есть лучшее средство помочь Церкви в Ее великих нуждах. Но, конечно, жизнь созерцания – это не только средство; прежде всего, это радость славить Господа, быть «похвалой Его славы».

Кармил считается одним из самых строгих Орденов в Католической Церкви; для современного мира, склонного к гедонизму, он является как бы вызовом, вызывает непонимание и, наверно, неприятие. О чем свидетельствует его аскетическая практика сегодня?

Действительно, созерцательные Ордена радикально выражают сущность древнего христианского монашества: жизнь в пустыне, наедине с Господом, в Котором обретается полнота всех благ. В свою очередь, выражает сущность призвания каждого христианина, который должен противостоять духу обмирщения, руководствоваться в своем каждодневном выборе именно критерием веры – так, чтобы со временем научиться действовать по законам Божественной логики, приобрести «ум Христов». По словам св. Терезы Иисуса, «одного Бога достаточно» (solo Dios basta) – в Вечности мы поймем это совершенно. Но уже здесь и сейчас мы можем начать жить этой реальностью.

Принесение обетов перед настоятельницейПочему, на Ваш взгляд, созерцание Бога и образ пустыни так связаны?

Как известно, теория и практика не могут существовать друг без друга. Греческое слово «praktike» — «практика», «делание», — переводится также как «аскеза», «восхождение». Слово «theoria» тоже имеет много значений: одно из них — «видение». То есть, чтобы созерцать Бога очами веры, необходимо пройти путь очищения; и в пустыне – там, где нет ничего, — человек ясно понимает свою нищету и иллюзии, получает экзистенциальный опыт. Там он реально осознает, что все, даже самое простое и необходимое, — чистый дар Бога, и понимает свою полную зависимость от Него. В то же время, пустыня – излюбленное место обитания нечистых духов, как мы читаем в Библии. В одиночестве человек отчетливо слышит внутренние голоса своих противоречивых желаний и страстей; и это дает ему четко определиться, на чьей он стороне. Только в пустыне мы, сознавая свою «незавершенность», причастность к первобытному Хаосу, можем всем сердцем призывать Святого Духа, чтобы Он почил на нас. И тогда наша пустыня расцветет.

"Тебя, Бога, хвалим"Как же можно получить опыт пустыни в городских условиях?

Мы, созерцательные монахини, живем на территории так называемого «папского затвора» — Церковь заботится о том, чтобы пространство наших монастырей было ограждено от внешнего мира; этот затвор и есть «пустыня». Но более важно для нас – и также для тех, кто живет в миру, — состояние внутреннего мира и тишины, чтобы слышать голос Христа. Конечно, внешние условия тоже очень важны: но, если мы знаем, насколько нам нужна встреча с Ним, мы обязательно найдем возможность для этого.

Расскажите, пожалуйста, немного о истории Вашего призвания: как все началось?

Я родилась и выросла, как и большинство «советских детей», в неверующей среде. С христианством я познакомилась впервые на уроках по истории музыки (у меня музыкальное образование): можно сказать, что первым проповедником для меня был И. С. Бах. В то же время, когда я была подростком, у моего любимого писателя Дж. Д. Сэлинджера я прочла, как одна из его героинь, Фрэнни, искала «непрестанной молитвы», и эта идея поразила меня. Потом я нашла «Откровенные рассказы странника», и так далее.

Сестра Христина после принесения обетовКак Вы осознали, что Ваше призвание – именно созерцательное?

Это было далеко не сразу: я пробовала себя в разных видах активной деятельности в Церкви — и у сестер, и в миру. Но каждый раз чувствовала какую-то неудовлетворенность: все-таки, своя добрая воля – это одно, а призыв Господа – совсем другое. Он должен действовать первым, а мы можем только ответить. Но все-таки это время поиска Его воли было очень важным для меня. А когда я в первый раз переступила порог Кармила, познакомилась с его святыми, — то внутри меня словно лампочка зажглась: точно, это для меня! И большой радостью для меня было узнать, что кармилитский образ жизни – это именно путь непрестанной молитвы.

Каково влияние и значение для Вашей общины того, что она находится в России?

Это для нас и большая привилегия, и ответственность. Живя в стране с такими глубокими христианскими корнями, мы питаемся духовным опытом великих русских святых; молясь им и вместе с ними, мы сознаем наше единство во Христе. И это также дает нам глубже ощущать боль земного разделения в Теле Христовом. Наш Орден, единственный из латинских Орденов, был основан на Востоке – в Святой Земле; и Папа Иоанн Павел ІІ определил особую задачу Кармила в том, чтобы быть «мостом» между Католической и Православной Церквами. Итак, одно из наших великих намерений – участвовать в Первосвященнической молитве Иисуса, созерцать (и тем приближать) единый Град Божий.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна