Кардинал Уильям Левада о необходимости разработки новой апологетики
В Риме открылась двухдневная конференция, тема которой – «Новая апологетика для нового тысячелетия». Конференция организована университетом «Царица Апостолов». В день ее открытия с докладом выступил кардинал Уильям Левада, префект Конгрегации вероучения. Доклад был озаглавлен: «Настоятельная необходимость новой апологетики для Церкви XXI века». В нем кардинал подчеркнул сущностную связь задачи разработки «новой апологетики» с задачей «новой евангелизации», которую Слуга Божий Папа Иоанн Павел II считал приоритетной для Церкви в начале 3-го тысячелетия христианства. Задача новой евангелизации мира, стоящая перед Церковью, — отметил кардинал Левада, — «требует более глубокого согласования веры и жизни, что, в свою очередь, предполагает объяснение и обоснование нашего упования и нашей надежды во Христе».
«Апологетика XXI века должна сосредоточиться на красоте Божьего творения, — сказал далее прелат. – Чтобы наша апологетика была убедительной, мы должны уделить более пристальное внимание тайне и красоте католического вероисповедания, сакральному видению мира. Всё это поможет нам осознать и оценить красоту мира как предварения нового неба и новой земли».
При этом «свидетельство жизни верующих людей, воплощающих заповеди своей веры на практике, трудящихся ради справедливости и милосердия, ставших последователями и подражателями Христа, Господа нашего, представляет собой важнейший аспект доверия к нам, как к партнерам по диалогу в эпоху новой апологетики. Важно проявить солидарность с нашими современниками, внося свой пусть скромный, но реальный вклад в дело защиты окружающей среды, помощи бедным и водворения социальной справедливости. В то же время, мы обладаем полным видением истины, справедливости и милосердия, что имеет существенно важное значение. Этим гарантируется, что наше свидетельство и наши действия не случайны, что они останутся постоянным фактором, вносящим свой вклад в созидание цивилизации любви».
«Для современной культуры существенно важен и диалог о цели и значимости человеческой свободы, — продолжил префект Конгрегации вероучения. – Если свобода служит продвижению культуры индивидуализма и эгоцентризма, она никоим образом не будет способствовать раскрытию потенциала, заложенного Тем, Кто сотворил нас по Своему образу и подобию свободными существами, существами, способными откликнуться на безмерный дар Божественной любви.
Необходимо интенсифицировать и диалог с наукой и техникой. Многие ученые заявляют о своей личной вере, однако в целом у науки – по-прежнему однозначно-агностическое “выражение лица”. Вот где простираются обширные и всё еще неисследованные пространства диалога.
Безусловно, в наступившем тысячелетии отроются новые возможности для расширения этого ключевого аспекта диалога между верой и разумом. Среди вопросов, которые должны привлечь наше самое пристальное внимание, – вопрос соотношения между теорией эволюции и учением о сотворении».
Далее, сославшись на книгу К.С. Льюиса «Просто Христианство», кардинал Левада сформулировал еще одно «ключевое направление апологетики, рассматривающее тему естественного стремления к благу и связанные с этим вопросы естественного нравственного закона и гуманистических, имеющих значение для всего человечества ценностей. Между тем для Льюиса – этого выдающегося апологета нашей эпохи – важным сопутствующим вопросом было понимание человеческой сексуальности».
Новая апологетика «должна также включать экуменический аспект, как и аспект межрелигиозного диалога. Всё это составляет необходимый контекст любого диалога по вопросам веры в секуляризованном мире. Вопросы духа и веры являются ключевыми для всех великих религиозных традиций, и они призваны стоять в центре открытого межрелигиозного диалога. Наша апологетика только выиграет благодаря общему свидетельству с нашими собратьями-христианами, в котором отстаивались бы цели Божьего Откровения во Христе. Такая апологетика будет иметь значимость и для нас, и для всего мира. И разработка такой, приемлемой для XXI века апологетики вовсе не представляется мне “невыполнимой миссией”», — подвел черту кардинал Левада.
«В конечном счете, вполне возможно, — сказал он в заключение, — сформулировать истину, способную захватить и ум, и сердце. И это произойдет в ходе такого диалога, в котором христиане познали бы всем своим умом, всей своей крепостью, всем своим сердцем и душой, Благую Весть, возвещенную нам в Иисусе: что Бог есть Любовь, что факт нашего сотворения по Его образу и подобию делает каждого человека способным возлюбить Бога превыше всего и ближнего своего как самого себя».
Перевод: Сибирская католическая газета