Как Боромир стал католическим священником: мини-сериал «Broken», канал BBC One, Великобритания
Мини-сериал «Broken» вышел на экраны британского телевидения летом 2017 года. Для сценариста Джимми МакГоверна (который, к слову, сам родился в католической семье и посещал иезуитскую школу) это уже третий его фильм о Католической Церкви, и, бесспорно, самый удачный.
Первой работой МакГоверна о католиках стал сценарий к малобюджетному фильму «Предатели» («Traitors», 1990), повествующий о событиях Порохового заговора в Англии в 1605 г. Его главный герой — иезуит Генри Гарнет — во время исповеди узнал о планировавшемся покушении на короля, сохранил тайну исповеди и впоследствии был казнен как соучастник заговора.
В 1994 г. МакГоверн написал сценарий к фильму «Священник», («Priest») в котором один главный герой-клирик осознает свою гомосексуальность, а второй сожительствует с женщиной. Полный негативных шаблонов, фильм подвергся осуждению со стороны духовенства и был запрещен к прокату в Ирландии. После выхода на экраны «Священника» трудно было бы ожидать от сценариста позитивного взгляда на реалии Католической Церкви, однако МакГоверну удалось рассказать зрителям очень честную историю, которая заслуживает внимания как католиков, так и людей, далеких от Церкви.
Портал «Кинопоиск» перевел название мини-сериала «Broken» на русский язык как «Сломленный», подразумевая, что внутренне сломленным является главный герой – священник Майкл Керриган. Однако английское прилагательное в данном случае может обозначать как единственное, так и множественное число, и, как мне кажется, говорит оно не об одном протагонисте, а обо всех персонажах фильма. Каждая серия – история трагического жизненного перелома, глубокой раны, которая оставляет по себе след на всю жизнь. Минисериал включает шесть серий-новелл о повседневных реалиях душепастрыства.
Действие фильма разворачивается в наши дни в рабочем предместье на севере Англии. Это совсем не та романтическая и аристократическая Англия, к которой привыкли зрители «Аббатства Даунтон». Здесь живут работяги и мигранты, здесь не хватает рабочих мест, нет музеев и памятников старины, а единственные места для развлечений – бар и магазин с игровыми автоматами. Все герои говорят с характерным северным акцентом, который заставит содрогнуться ценителя Oxford English.
Майкл Керриган – приходской священник, плоть от плоти своей общины. На его роль был приглашен «самый убиваемый актер кино» — Шон Бин (он же Боромир во «Властелине колец», он же Нед Старк в «Игре престолов»). Спешу предупредить зрителей: герой благополучно доживет до последнего эпизода минисериала без видимых физических увечий.
Созданный Шоном Бином образ священника напрочь лишен романтизма или даже намека на героическую добродетель. Это своего рода антипод глянцевых картинок, часто мелькающих в интернет-пабликах о призваниях. Майкл Керриган – мужчина за пятьдесят, в не самой лучшей форме, с букетом детских психологических травм, с которыми, к слову, он более или менее научился существовать. Он не прочь сыграть в покер и в боулинг, он часто теряет терпение, а по вечерам идет в бар посмотреть местечковый стенд-ап. А еще он знает овец стада своего. Он действительно добрый пастырь, который каждый день встает, чтобы служить словом, делом и молитвой. Нет-нет, в фильме совсем не будет «духовности». Зато будет много таких обыденных и таких, в общем-то, знакомых проблем — безденежье, растраты, игровая зависимость, травля, враждебность к «понаехавшим» и «нетрадиционным». Как говорить о Божием милосердии и о надежде в убийственной рутине? Какой священник нужен нам в ситуации, когда не до духовности – быть бы живу?
«Broken» примечателен отсутствием ожидаемых сюжетных штампов. В фильме нет любовной интриги. Сложившийся стереотип изображения католических священников в кино предполагает если не роман, то хотя бы романтическое увлечение, искушение, которое либо героически преодолевается, либо увлекает героя в пучину чувств. Но у персонажей «Broken» жизнь проходит в ежедневных заботах, в поте лица детей Адама, изгнанных из Рая, и им не до любви. На экране также нет церковного начальства. Ни злокозненного, ни мудрого, ни богатого – никакого. Приходская община – микрокосм, вполне самостоятельный мир. Нет в сюжете и элементов детектива или экстремальных ситуаций, как, например, в фильме «Голгофа»; в общем-то, нет яркой сюжетной интриги. Юмора, кстати, тоже нет.
А что есть?
Есть Бог сокровенный, не в урагане, не в громе, а в дуновении тихого ветра, которое мы в суете дней не всегда замечаем. Бог, у Которого, как говорила мать Тереза, нет рук, кроме наших.
Огромное место в фильме занимает Месса, показанная подробно и в высшей мере достойно; пожалуй, ни в одном другом фильме я не сталкивалась со столь детальным воспроизведением Мессы. Каждая новая серия, каждая новая история открывается сценой богослужения. Мы видим обряды покаяния и молитву верных. Месса отмечает самые напряженные моменты действия и одновременно показана как часть обыденной жизни, привычная, но совершенно необходимая. В одной из самых трагических серий видеоряд сопровождает последовательно произносимый текст литургии от формулы Пресуществления вплоть до Agnus Dei. Словом, те, кто еще не отваживается заглянуть в католический храм, фильм поможет составить полное впечатление о том, как выглядит современная Литургия.
Герои «Broken» много молятся, и чаще всего это молитва совместная. Главное пастырская опора священника Майкла Керригана – пришлашение помолиться вместе с ним, и молитва «Отче наш» многократно звучит в фильме. Призывая Духа Святого, за главного героя молится его старший собрат во священстве. Молятся за умерших. Молятся за прихожан в трудной ситуации.
Бог приходит к героям в правде и прощении: в таинстве Исповеди, в трудных и не всегда удачных попытках примирения, в принятии правды о себе. Нет, не обольщайтесь: Правда не ведет к жизненному хеппи-энду, а пастырская деятельность отца Майкла – в общем-то, череда неудач и провалов. Ему почти никого не удается спасти или защитить. Бог рабочего предместья молчалив и скуп на ответы. Где Он, какой Он? Бог в фильме – Бог страдающий, а точнее – со-страдающий со всеми персонажами без исключения. Возможно, именно поэтому в сценарии «Broken» нет ярко выраженного конфликта: конфликт требует противостояния добра и зла, а в какой-то момент зритель понимает, что отрицательных персонажей просто нет. Все герои фильма – в конечном счете жертвы, хоть и не всегда невинные; но это «малые сии», «бедные люди» (почти что в духе Достоевского), и потому Бог страдает с ними и в них. Фильм призывает видеть в ближних своих детей Божиих, таких слабых, таких хрупких, таких уязвимых перед грехом – и все же детей. «Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя, иди, и впредь не греши» (Ин.8:10-11).
Анастасия Паламарчук, доктор исторических наук, историк-медиевист, органист,
прихожанка храма св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге