История одного храма

Основанный в 1585 году, Воронеж долгое время оставался одним из южных оплотов Московского государства в борьбе с агрессивным соседом – Крымским ханством. В XVI – XVIII веках население города и окрестных крепостей складывалось из христиан православного вероисповедания и частично старообрядческого, называемого в то время раскольничьим, проживающего в казачьих станицах по берегам рек Дона и Хопра.

Город с окрестностями так и оставался бы южной окраиной государства, заселенной служилым людом и казаками, если бы не внешнеполитическая деятельность царя Петра I. Петр Алексеевич сделал Воронеж в конце XVII – начале XVIII веков административным, политическим и культурным центром юга России. Подготовка к Азовским походам, строительство флота, требовали личного присутствия государя на верфях, поэтому Петр проживал в городе по нескольку месяцев подряд, неоднократно посещая его с 1696 по 1722 год. Сюда же, вслед за царем, приезжали высшие сановники государства, дипломаты европейских держав, корабельные мастера из Италии, Голландии, немецких государств, исповедовавшие католичество. Проживали они в Немецкой слободе и представляли собой первую католическую общину города.
Однако неудачный Прутский поход, а затем и подготовка к войне со Швецией вынудили царя прекратить массовое строительство кораблей для Черного моря, вследствие, чего Воронеж покинули иностранные мастера с подмастерьями, направленные в северную столицу на строительство молодого Балтийского флота. Немецкая слобода опустела, и практически до XIX века постоянно проживающего в Воронеже католического населения не существовало, за исключением единичных лекарей, аптекарей, да иногда приезжавших купцов со своим товаром.

Удобное географическое положение способствовало развитию города. Достаточно крупный губернский центр становится притягательным для многих граждан империи, приезжающих в Воронеж. Растет и католическая община, в 50-е годы XIX века она составляла, примерно, 200 постоянно проживающих в городе человек. В основном это были выходцы из Польши, а в результате польского восстания 1863-1864 гг. и ссылки его участников в Воронеж, численность общины возросла и достигла 1000 человек только в самом городе.
В эти годы у общины появился молитвенный дом во имя Пресвятой Девы Марии Заступницы, и в архивах упоминался ксендз Болеслав Славинский. Конечно, никакой молитвенный дом не мог вместить всех желающих участвовать в богослужении, поэтому во второй половине 80-х годов было принято решение построить в Воронеже костел на выделенном для него Городской думой земельном участке. За четыре года, в 1889-1893 гг., церковь была построена в неоготическом стиле из красного кирпича и освященная во имя Пресвятой Девы Марии Заступницы.
В начале XX века храм объединял около 1200 прихожан, большинство из которых считали своим родным языком польский, а вообще на территории губернии проживало более 2000 человек римско-католического вероисповедания. При приходе действовали школа и приют.

Октябрьские события 1917 года круто изменили жизнь общины, да и самого костела. Гражданская война заставила большинство католиков Воронежа покинуть Россию, а в ходе борьбы с голодом в 1921-22 гг. всё имущество храма, представлявшее материальную ценность для большевиков, было изъято. Католический костел влачил нищенское существование, пока в 1932 году не был закрыт. Часть еще сохранившихся храмовых реликвий были распределены по разным антирелигиозным музеям.
В годы Великой Отечественной войны линия фронта проходила через Воронеж, который был разрушен более чем на 90 процентов. Католический костел находился на правобережной, оккупированной немцами части города. И, что интересно, при захвате Воронежа гитлеровцами и при его освобождении войсками Красной армии он не пострадал.
В годы войны Сталин ослабил антирелигиозную политику, проводимую большевиками, поэтому в июле 1947 года решением горисполкома Воронежа костел был передан в пользование общине евангельских христиан-баптистов, т.к. католического населения, а тем более католического священника, в городе не осталось.
В этом решении и скрывалась самая настоящая беда для костела. Как это не прискорбно признавать, но православные города и области имели для власти практическое значение: они использовались в качестве складов, заводских цехов, амбаров, мастерских, клубов, и смысла их разрушать не было. Ведь вся страна находилась тогда в разрухе и тяжело восстанавливалась после войны. Пришедший же к власти Хрущев, пообещавший показать советскому народу к 1980 году «последнего попа», развязал новый виток борьбы с религией. Поэтому, в угоду центральной власти, весной 1962 года решениями облисполкома и обкома партии костел был снесен. К тому же нужно отметить, что в отношении православных государство было более терпимым, считая их хоть и заблудшими, но не потерянными для общества людьми, еще способными к перевоспитанию. А вот в баптистах власти видели врагов, деятельность, которых считалась незаконной, и с которыми необходимо было бороться путем лишения их свободы или определения в психиатрические больницы. Поэтому костел, как центр распространения баптистского мировоззрения, был снесен. Сейчас на месте храма стоит жилой дом, который, увы, украшением города не является.

Владимир Ряполов,
г. Воронеж

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна