Исцеление слепорожденного
Мир без Бога – тьма. Зло разного рода разрастается там, где нет Бога. Св. Павел во втором чтении 4-го воскресенья Великого Поста (Еф 5,8-14) говорит, обращаясь к верующим: «Вы были некогда тьма». Апостол народов напомнил своим адресатам, что они жили «в бесплодных делах тьмы, и что они делают тайно, стыдно и говорить». Такой «обезбоженный» мир существует и сегодня. Зло выглядит безмерным и бесконечным.
Но мы, принявшие Крещение, призваны стать «светом в Господе». На заре христианства Крещение называлось «просвещением», ибо через это Таинство человек воссоединяется с просвещающим и освящающим его Христом.
Литургия 4-го воскресенья Великого Поста представляет Иисуса вождем, пастырем и пророком, а также Светом, исшедшим от Предвечного Отца.
Божий избранник Давид, прообразовавший Иисуса Христа, стал вождем Богоизбранного народа (1 Цар 16,1-13). Иисус Христос, Единородный Сын Предвечного Отца, был послан, чтобы исполнились обетования, данные Давиду и возвещавшие, что «его царству не будет конца». Ныне «Сын Давидов» и «Сын Божий» Иисус является Вождем всех народов.
Иисус исцелил слепорожденного, чтобы подтвердить Свое посланничество от Отца. Посланный будет творить в этом мире дела Пославшего Его. Он Сам – «Свет миру».
И мы становимся «светом в Господе», принимая Крещение, хотя всё еще подвержены опасности впасть в грех и отступить от Христа. Вот почему апостол Павел настойчиво призывает нас жить так, как это положено «чадам света»; просвещаясь светом Святого Духа, добросовестно выяснять, что именно угодно Богу, и не только не участвовать «в бесплодных делах тьмы, но и обличать их». Призыв апостола: «Встань, спящий, и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос», звучит особенно актуально в эти дни Великого Поста.
Исцелённый Христом слепорожденный стал неустрашимым и достойным доверия свидетелем Господа. Он показывает нам пример того, как следует вести себя во время «власти тьмы» (ср. Лк 22,53), стремящейся погасить свет Иисуса.
Священник Энтони Бранаган, CSsR