Авторитет Иисуса исходит от служения, последовательности и близости к людям. Месса Папы Франциска 10 января
Авторитет Иисуса Христа исходит от Его служения, от Его близости к людям и от Его последовательности, — в противовес книжникам, чувствовавшим себя князьями. Папа Франциск подчеркнул эти три характеристики авторитета Иисуса – Который, как гласит Евангелие дня, говорил «как власть имеющий», — в проповеди на утренней Мессе в ватиканской часовне Пресвятой Троицы, расположенной в Папской резиденции. Святейший Отец противопоставил авторитету Иисуса клерикальный авторитет законоучителей, оторванных от народа и не исполнявших то, чему сами учили.
Итак, авторитет Иисуса Христа и авторитет фарисеев: вся проповедь Папы была сосредоточена на этих двух полюсах. Первый обладал реальной властью, вторые – формальной. В Евангелии дня говорится об изумлении народа: ведь Иисус учил «как власть имеющий», а не как книжники, учение которых, хотя и было авторитетным для народа, не оставалось в сердце. Иисус же обладает реальной властью: Он не «обольщает», вводя в мельчайшие детали Закона, а авторитетно проповедует Истину.
Авторитет Иисуса был смиренным, и Он Сам, подчеркнул Папа, говорил ученикам, что самый большой из них должен стать как слуга. Фарисеи же чувствовали себя князьями:
«Иисус служил народу, объясняя ему все так, чтобы они лучше поняли. Это было служение людям. Он вел себя как слуга, и это придавало Ему авторитета. Народ слушал и законоучителей, уважал их, но не ощущал в них авторитета, поскольку они обладали княжеской психологией, называли себя учителями, властелинами, претендуя на наставничество. Это не было служением: они командовали, а им подчинялись. Иисус же никогда не изображал из себя князя: Он всегда был слугой для всех, и именно это наделяло Его авторитетом».
Авторитет Иисуса объясняется также Его близостью к людям, и это тоже отличает его от авторитета фарисеев. «Иисус не страдал аллергией на людей, — отметил Папа, — Он прикасался к прокаженным, к больным, они не вызывали у Него брезгливости». Фарисеи же презирали людей как невежд и прогуливались по площадям в пышных одеждах.
«Они были оторваны от народа, Иисус же был рядом с людьми, и в этом была Его власть. Будучи оторванными от народа, книжники обладали клерикальной психологией и учили с клерикальным авторитетом, то есть посредством клерикализма. Мне очень нравится читать о том, как был близок к людям блаженный Павел VI. В 48 параграфе “Evangelii nuntiandi” мы видим сердце близкого пастыря: именно в этой близости заключался авторитет Папы. Прежде всего он слуга, который служит со смирением: глава – это тот, кто служит. Таким образом переворачивается все, подобно перевернутому айсбергу. Мы видим верхушку айсберга, Иисус же переворачивает все: на верхушке – народ, Он же, властелин, – внизу и командует снизу».
Есть еще одна черта, которая отличает авторитет Иисуса от авторитета книжников: последовательность. Иисус Сам жил тем, что проповедовал. В нем было единство, гармония между тем, что Он думал, чувствовал и делал. Те же, кто почитают себя князьями и показывают свой клерикализм, — лицемеры, они говорят одно, а делают другое:
«Эти люди были непоследовательны, их личность была раздвоена до такой степени, что Иисус советует Своим ученикам делать то, что они говорят, но не то, что они делают. Они говорили одно, а делали другое. Из-за этого несоответствия Иисус часто называет их лицемерами. Разумеется, тот, кто чувствует себя властелином и ведет себя как клерикал, — лицемер и не имеет авторитета! Даже если он говорит правду, у него нет авторитета. Иисус же, смиренный и близкий слуга, не презирает людей, Он последователен, — у Него есть власть. Народ Божий чувствует Его авторитет».
В заключение Папа подтвердил свою мысль, ссылаясь на притчу о Добром самарянине. Рядом с человеком, которого разбойники бросили полуживым на дороге, проходит священник, но не останавливается, — ведь там кровь, и если бы он прикоснулся к ней, то стал бы нечистым. Мимо проходит левит, но он, вероятно, боится, что ему придется идти в суд, давать свидетельство, а на это у него нет времени. Он тоже проходит мимо. Наконец, рядом оказался самарянин, грешник, — и он сжалился над ним. Но в притче есть еще один персонаж – содержатель гостиницы. Представим себе, сказал Папа, как он удивился, — наверное, он подумал, что самарянин не в себе. Так же изумляется и народ из Евангелия дня, слушая Иисуса, Который говорит «как власть имеющий», изумляется, что власть эта смиренна, что это – власть служителя.
Источник: Радио Ватикана