Проповедь Папы Франциска на Мессе торжества Пятидесятницы. Площадь Святого Петра, 4 июня 2017 г.

Проповедь Папы Франциска на Мессе торжества Пятидесятницы. Площадь Святого Петра, 4 июня 2017 г.

Сегодня завершается Пасхальное время, и эти пятьдесят дней от Воскресения Иисуса до Пятидесятницы отмечены особым присутствием Духа Святого. Дух – это Пасхальный Дар по преимуществу. Он – неиссякающий источник любого духа обновления. В нынешних литургических чтениях нам представлены две таких новых вещи. В первом чтении показано, что Дух Святой делает учеников новыми людьми, а в Евангелии – что Он творит у учеников новые сердца.

Новый человек. В день Пятидесятницы Дух сошел с небес в виде «разделяющихся языков, как бы огненных, которые почили на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках…»(Деян 2,3-4). Вот так Слово Божие описывает действие Духа: сначала Он почивает на каждом в отдельности, а потом соединяет их всех вместе в общении. Каждому Он дает определенный дар, а потом собирает их всех в одно целое. Другими словами, один и тот же Дух производит и многообразие, и , и таким образом образует новый, многообразный, а в то же время единый народ, Вселенскую Церковь. Во-первых, будучи творческим и непредсказуемым, Он производит разнообразие, в любую эпоху Он обеспечивает расцвет всё новых и многообразных харизм. Во-вторых, Он же обеспечивает единство: Он объединяет, собирает и устанавливает гармонию. «Через Свое присутствие и действие Дух приводит различающиеся души к единству» (Кирилл Александрийский, Толкование на Евангелие от Иоанна). Он делает это таким образом, что в результате получается подлинное единство, такое, каким его видит Бог, т.е. не униформистское единство, а единство в многообразии.

Но чтобы это всё стало реальностью, нам следует избегать двух противоположных соблазнов. Первый такой соблазн – это согласие на разнообразие без единства. Это происходит в том случае, если мы желаем отделяться, если мы принимаем одну сторону и формируем партию, если мы занимаем жесткие, непоколебимые позиции, если мы замыкаемся в своих идеях и привычном образе действий, возможно полагая при этом, что мы – лучше других и у нас всё в порядке. В этом случае мы фактически предпочитаем часть целому, мы скорее принадлежим к той или иной к группе, чем к Церкви. Мы становимся фанатичными поклонниками одной какой-то партии вместо того, чтобы быть братьями и сестрами в одном Духе. Мы становимся христианами «правой» или «левой» стороны вместо того, чтобы быть по стороне Иисуса. Мы превращаемся в несгибаемых «хранителей прошлого» или в бесстрашный «авангард будущего» вместо того, чтобы оставаться просто скромными и благодарными чадами Церкви. Вот так и получается многообразие без единства. Но есть и противоположное искушение – искать единство без многообразия. Единство превращается в единообразие, где все всё делают вместе и одинаково, всегда думают и говорят одно и то же. Единство оборачивается исключающим свободу униформизмом. Но апостол Павел утверждает: «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор 3,17).

Итак, мы молимся Святому Духу о благодати обретения Его единства, того, которое отодвигает в сторону личные предпочтения, а охватывает и любит всю Его Церковь, нашу Церковь. Это значит взять на себя ответственность за всеобщее единство, отбросить всё, что сеет семена раздора и вырабатывает яд зависти, так чтобы члены Церкви стали в реальности членами одной общины. Мы также просим о даровании нам такого сердца, которое бы чувствовало и ощущало, что Церковь – это наша Мать и наш Дом, открытый и гостеприимный дом, где общим является изливаемое Святым Духом ликование.

Тем самым мы подходим ко второй возвещенной Святым Духом новизне. Это – новое сердце. Воскресший Иисус, впервые явившись Своим ученикам, говорит им: «примите Духа Святого, кому простите грехи, тому простятся» (Ин 20,22-23). Иисус не осуждает их за то, что они отреклись от Него, оставили Его одного во время Страстей. Напротив, Он одаривает их полнотой прощения. Дух – это первый из даров Воскресшего Господа, и он дан, в первую очередь, для прощения грехов. Именно здесь – исток Церкви, тот «клей», который удерживает нас всех вместе, тот «цемент», который скрепляет кирпичи здания. Это – . Ибо прощение – это высочайший дар, это величайшая возможная любовь. Оно сберегает единство, предотвращает крушение, объединяет и укрепляет. Прощение делает наши сердца свободными и позволяет им начать всё заново. Прощение дарит надежду, без прощения невозможно созидание Церкви.

Дух прощения приводит всё к гармонии и побуждает нас отказаться от всех других путей, таких, например, как путь поспешных решений, политика закрытых дверей или же путь уподобления улице с односторонним движением, когда мы только критикуем других. Вместо этого, Дух повелевает нам перемещаться по улицам с двусторонним движением прощения, где и получают, и отдают, где Божие оборачивается любовью к ближнему, где милость – это «единственный критерий, согласно которому нечто следует делать или не делать, что-то нужно менять или не менять» (Исаак Стелла). Так будем же просить благодати, способной сделать лицо нашей Матери-Церкви еще красивее, о благодати обновления через прощение и исправление самих себя. Только в этом случае мы можем претендовать на то, чтобы исправлять других людей в духе любви.

– это огонь пылающей любви в Церкви и в наших сердцах, хоть он часто бывает сокрыт под толстым слоем пепла из наших грехов. Так попросим же Его: «Приди, о Дух Божий, Господь, живущий в моем сердце и сердце Церкви, направляющий и созидающий ее в многообразии! Ты, как вода, нужен нам, потому что без Тебя нет жизни. Так сойди же на нас опять, научи нас единству, обнови наши сердца, научи нас любить так, как любишь нас Ты, прощать так, как прощаешь нас Ты. Аминь.

Перевод «Сибирской католической газеты»

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна