Пастырская конференция в Новосибирске: доклад архиепископа Тадеуша Кондрусевича и свидетельства верных

Пастырская конференция в Новосибирске: доклад архиепископа Тадеуша Кондрусевича и свидетельства верных

Второй день работы Пастырской конференции Преображенской епархии открылся докладом гостя этого собрания, первого апостольского администратора, а затем – правящего архиерея Архиепархии Матери Божией в Москве, а ныне – митрополита Минско-Могилевского, архиепископа Тадеуша Кондрусевича. И хотя носил название «25 лет восстановления структур Католической Церкви в России», его автор затронул гораздо более широкий круг тем, по сути проследив весь исторический путь католичества на русской земле, начиная с древнейших времен и вплоть до наших дней.

DSC_0107

Существуют многочисленные заметного присутствия латинской христианской традиции в жизни Киевской Руси и высокой степени открытости христианскому Западу тогдашних русичей. Затем наступил период изоляции, вызванный, во многом, монгольским нашествием, но уже при царе Алексее Михайловиче католичество в той или иной мере возвращается в Россию, и этот процесс становится еще более заметным при Петре I, «прорубившем окно в Европу». При нем в обеих столицах появляются католические храмы, хотя их количество законодательно ограничивается: в Москве – четыре, а в Санкт-Петербурге – шесть. При Екатерине II, в результате разделов Речи Посполитой, приобретает несколько миллионов исповедующих католицизм подданных, которых обслуживают тысячи священников. Именно эта императрица учреждает первые в истории «структуры Католической Церкви в России», самовольно, своим указом, образуя Могилевскую епархию, которая позднее стала архиепархией. Этот акт, разумеется, не был каноничным, но был в конце концов признан Святым Престолом, а Бог, как известно, иногда предпочитает писать историю ведомыми Ему одному способами.

DSC_0123В дальнейшем католичество в России претерпевало различные исторические перипетии, ситуация католиков то улучшалась, то ухудшалась, но, особенно благодаря Манифесту о веротерпимости 1905 г., их положение в канун революции 1917 г. было в целом благоприятно, а в короткий период с февраля по октябрь 1917 г. в России и вовсе пользовалась полной свободой. В этот период были окончательно формализованы ее структуры в виде шести епархий, при этом большинство приходов на территории России относилось к Могилевской архиепархии, позднее были образованы Сибирский апостольский викариат и Владивостокский диоцез. Существовал также экзархат для католиков византийского обряда во главе с протопресвитером Леонидом Федоровым.

По имеющимся данным, к 1917 г. Могилевская архиепархия насчитывала 1 млн. 160 тыс. верующих, имела 331 приход, в ней служило 400 священников. В Санкт-Петербурге действовали духовная академия и духовная семинария (с 4-летним сроком обучения), в которой в 1914 г. было 160 воспитанников. 62 выпускника петербургских духовных учебных заведений впоследствии стали епископами, а двое – даже кардиналами (один из них – Юлиан Вайводс в Риге, стал первым кардиналом в бывшем Советском Союзе). Другая семинария в Саратове предназначалась для немецкоговорящих верующих, проживавших в Причерноморье и в Поволжье. В 1912 г. в ней было 27 воспитанников. В Петербурге действовало 13 католических храмов, 9 домашних часовен, работало 72 католические школы. В Москве было 3 прихода и 27 католических школ.

Так же динамично развивалась Католическая Церковь в Сибири. В охватывающем Западную Сибирь Томском деканате к 1917 г. было 20 приходов, существовал и Иркутский деканат со своей инфраструктурой.

DSC_0108

Разразившиеся в Советской России гонения на религию как таковую тяжело прошлись по Католической Церкви. Формальным обоснований гонений был Указ Совнаркома от 23 января 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Последовавшая за ним инструкция от августа того же года лишала религиозные объединения юридических прав и имущества. Позднее были введены цензура религиозной проповеди и запрет на религиозное образование и воспитание детей. Предлогом для разгрома Церкви в России стала пропагандистская кампания по изъятию церковных ценностей будто бы в помощь голодающим Поволжья. В это сложное время духовенство и верные как Православной, так и Католической Церкви противостояли гонениям так, как только могли. В этот момент Патриарх Тихон и Могилевские архиепископы, сначала Эдуард Ропп, а затем Ян Цепляк, занимали по существу солидарную позицию. В марте 1923 г. начался процесс над католическим духовенством, позднее названный «процессом Цепляка – Будкевича», аналогичный «процессу Патриарха Тихона» для Православной Церкви. Духовенство обвиняли в контрреволюционной деятельности. Революционный трибунал приговорил архиепископа Яна Цепляка и настоятеля храма Св. Екатерины в Петрограде, прелата Константина Будкевича к расстрелу, четверых священников и экзарха Федорова – к десяти годам, а еще восьмерых священников – к трем годам заключения. Вследствие волны протестов во всём мире смертный приговор Яну Цепляку был заменен на тюремный срок, а прелат Будкевич был расстрелян в пасхальную ночь 31 марта 1923 г., став первым в сонме католических новомучеников российских. Этим новая власть хотела заявить, что отныне не Иисус Христос, а она – это та сила, которая правит миром.

DSC_0115Началось массовое закрытие храмов, репрессии и высылка священнослужителей, гонения на активных верующих. Попытки Святого Престола реорганизовать структуры Католической Церкви в Советской России и установить для нее полуподпольную иерархию не привели к результату, поскольку тайно возведенные в епископский сан священники частью были высланы из страны (иностранные граждане), частью – репрессированы и расстреляны. К середине 30-х годов католические структуры на территории СССР были уничтожены либо сделаны полностью недееспособными, к 1935 г. на свободе оставалось не более 16-ти католических священников. К концу 30-х годов на всю Россию осталось только два действующих католических храма: Св. Людовика в Москве и Божией Матери Лурдской в Ленинграде, причем это положение дел не менялось вплоть до 1991 г.

Однако верующие старшего возраста вместе с немногочисленными священниками (среди них – и сегодняшний юбиляр, епископ Иосиф Верт) сумели передать веру новому поколению, так что во многих местах стали возникать катакомбные католические общины. Вера зачастую передавалась посредством простых молитв, литаний, традиций народного благочестия. По выражению светлой памяти богослова и философа, Люблинского епископа Юзефа Жичинского (на I Синоде епископов Европы в 1991 г.), простые бабушки сделали для сохранения и передачи веры больше, чем ученые богословы.

DSC_0110

Сильнейшим импульсом к возрождению Католической Церкви на территории СССР стало учреждение тем незабвенным днем 13 апреля 1991 г. двух Апостольских администратур, для католиков Европейской и Азиатской части России. (Вместе с этим была восстановлена Минско-Могилевская митрополия в Белоруссии, учреждена Апостольская администратура для католиков Казахстана и Средней Азии.) В ходе последующей эволюции структур каждое из этих образований, в свою очередь, разделилось пополам, а увенчанием процесса стало появление четырех полноценных епархий.

DSC_0073Высокопреосвященный Тадеуш назвал это решение Иоанна Павла II «провиденциальным шагом Великого Понтифика, который своевременно прочитал знамения времени и ответил на них». Для католиков начала 90-х происходящее стало зримым подтверждением того, что Фатимское пророчество о духовном возрождении России осуществляется, и тьма отступает под натиском Божьего света, прорвавшего мрачные тучи безбожия. После гонений на протяжении трех поколений Католическая Церковь к началу 90-х годов прошлого столетия имела на огромных пространствах Европейской и Азиатской части России лишь порядка 20-ти приходов и пастырских пунктов, 5 храмов, а количество священников, включая капелланов посольств и строительных фирм, составляло 17, причем двое из них – в преклонном возрасте. Количество сестер-монахинь было тоже катастрофически малым – всего около 30-ти. Рассуждая по-человечески, казалось, что невозможно даже мечтать о возрождении Католической Церкви в России, и, тем не менее, оно состоялось! Бог еще раз доказал, что Он умеет писать на кривых строчках истории и именно Он ставит последнюю точку над «и».

 

(Читать полностью доклад Высокопреосвященного Тадеуша Кондрусевича)

___

 

Киноиллюстрацией рассказа архиепископа Тадеуша Кондрусевича, включающей многие личные свидетельства, стал фильм телестудии «Кана», показанный участникам конференции во второй половине дня.

DSC_0209

25-летняя история возрожденной Католической Церкви в Сибири и, особенно, в Новосибирске, отразилась и в нескольких живых свидетельствах, завершивших программу дня.

DSC_0221

Отец Антон Гсель, поступавший в духовную семинарию еще в советскую эпоху и ставший пастырем на сибирской земле в ключевое время начала 90-х годов, рассказал о своих первых шагах в служении священника, бывших одновременно первыми шагами «воскресшего» российского католичества.

DSC_0235

Рассказ Натальи Николаевны Наконечной, ставшей прихожанкой прихода Преображения Господня 22 года назад (теперь это приход Кафедрального собора), был настоящей аудиолетописью приходской жизни за всё это время, летописью общины, взрослевшей и достигавшей зрелости, в истории которой, как в капле, отражалась история становления всей Католической Церкви в России в постсоветское время. Очень тепло Наталья Николаевна вспоминала о наставниках – священниках и сестрах-монахинях – встретившихся ей на ее пути в вере и церкви, о паломничествах, в которых ей довелось участвовать, о некоторых наиболее ярких событиях в жизни прихода… Свое повествование Наталья Николаевна дополнила зримым свидетельством: альбомом с фотографиями, живописующими те события, о которых она рассказывала.

DSC_0240

Стелла Мечиславовна Мануйлова запомнила старое здание первой католической церкви в Новосибирске (во имя Св. Казимира), ныне уже не существующее, возле которого играла в детстве даже не подозревая, что это – здание храма той веры, к которой принадлежали ее предки. По свидетельству Стеллы Мечиславовны, ее обращение к Богу в зрелом возрасте совершенно преобразило ее жизнь. Она – одна из первых верных прихода Преображения Господня, молившаяся во временной деревянной часовне на месте еще не построенного храма, когда в долгие и холодные сибирские зимы звук включаемого обогревателя заглушал пение и мелодии синтезатора во время Мессы.

DSC_0249

Обращение Нины Михайловны Мановской произошло после казалось бы случайной встречи с первым в позднесоветское время католическим священником в Новосибирске, о. Битаутасом Саулюсом на языковых курсах, где она была преподавателем, а священник – учащимся. А когда Нина Михайловна, ставшая прилежной ученицей Христа и  конспектировавшая проповеди, пересказывала услышанное в церкви дома, а также друзьям и знакомым, происходили «чудеса»: обратилась ее «обычно-советская» семья, обращались воспитанные в атеизме ее родственники и знакомые. Одним из самых ярких воспоминаний Нины Михайловны стало ее участие в качестве «случайного» переводчика («настоящий» переводчик неожиданно заболел) в записываемом в прямом эфире телеинтервью с первым представителем Святого Престола в СССР, архиепископом Франческо Коласуоно во время его визита в Новосибирск (что было очень важным событием для города, которое взялся освящать самый авторитетный в городе журналист). Нина Михайловна чувствовала себя совершенно неготовой к этой роли, но всё же превосходно справилась с ней благодаря помощи Святого Духа, которую явственно ощущала.

DSC_0257

DSC_0225

А последним стало не значащееся в программе свидетельство архиепископа Тадеуша Кондрусевича, рассказавшего пару смешных случаев из своей архипастырской практики, чем весьма развеселил слушателей и поднял настроение у несколько подуставших участников конференции.

__________________________________

Завтра, в последний день конференции, ее делегатам предстоит соприкоснуться со светлым образом одного из величайших католических подвижников и свидетелей Христа советского времени, слуги Божьего о. Владислава Буковинского, который вскоре будет причислен к лику блаженных, а во второй половине дня епархиальное собрание завершится подведением его итогов.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна