Размышление на Страстную Пятницу

Иисус на Кресте

Триумф Креста1.        На Голгофе. Иисус ходатайствует о прощении тех, кто подвергает Его пыткам и распинает.
2.        Распятый Христос совершает дело нашего Искупления.
3.        Иисус дарует нам Свою Матерь, Которая отныне становится нашей Матерью. Плоды Креста. Благоразумный разбойник.

1. Плачь же, человек неверный, глядя, как Он милосердный. Иисус на кресте умирает. Солнце блеск лучей теряет. Иисус был пригвозджен ко кресту. Литургический гимн на почитание Креста содержит слова: Блаженно древо, блаженны гвозди, что несут блаженный плод.

Вся жизнь Иисуса была подчинена этому великому моменту. Ныне Он, изможденный, с огромным трудом взбирается на вершину небольшого холма под названием «лобное место». Палачи тотчас повалили Его на землю и начали прибивать к деревянной перекладине. Они вбивают гвозди в Его руки, они ранят Его тело, разрывают нервные окончания. Затем они поднимают Его на вертикальный столб, вбитый в землю. Тогда наступает время прибивать ноги. И на все это смотрит Мария, Его Матерь.

Вот висит Господь, будучи пригвозджен ко кресту. «Он ожидал этого момента много лет. И вот, наконец, Его желание искупить всех людей исполнилось. То, что ранее являлось орудием позорной казни, превратилось в древо жизни и престол славы. Иисус распростер Свои руки на кресте, а сердце Его исполнилось радости великой. Он горячо желал, чтобы все узнали, что отныне Его руки всегда будут распростерты навстречу грешникам, которые захотят прийти к Нему, что отныне и навсегда эти руки обнимают всех…

Он видел – и это доставляло Ему огромную радость – что люди будут любить и почитать Крест как раз по той причине, что Он умер на нем. Он видел мучеников, которые, побуждаемые любовью к истине и духом самопожертвования, примут подобные страдания. Он видел любовь Своих друзей, видел их слезы у подножия креста. Он видел все те победы, которых христиане добъются при помощи Креста. Он видел все те великие чудеса, которые должны были совершиться в мире благодаря Кресту. Он видел множество людей, которые своей жизнью доказали свое право называться святыми, потому что сумели умереть как Он и победить грех» (L. de la Palma, La Pasi?n del Se?or, s. 168-169). Он видел и нас, как мы в разных жизненных ситуациях целуем крест. Видел, как мы снова и снова готовы начинать все сначала…

Иисус вознесен на Крест. Вокруг можно видеть весьма печальную картину: одни подходят и оскорбляют Его, коварные и злобные первосвященники откровенно издеваются, иные равнодушно наблюдают за происходящим. Многие присутствующие были свидетелями Его проповедей, благословений и даже чудес. Теперь во взгляде Иисуса нет упрека, но лишь милосердие и сочувствие. О, Мой народ, что тебе Я сотворил? Чем опечалил или оскорбил? Я от ига тебя освободил. А ты крест Мне на плечи возложил. Ему подают вино, смешанное со смирной. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою; пусть он выпьет, и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании (Притч 31,6-7). Существовал обычай применять это средство. Оно должно было облегчить страдания приговоренных. Упомянутый напиток – крепкое вино с добавлением смирны – затуманивало сознание. Поэтому и страдания переживались не так остро.

Иисус пригубил напиток из чувства благодарности по отношению к тем людям, которые приготовили его, но пить отказался, чтобы вынести назначенную Ему меру страданий до конца. «Зачем же столько страданий? – вопрошает святой Августин. И сам же отвечает: Все, что Он вытерпел, было ценой нашего Спасения» (святой Августин, Комментарий к псалму 21, 11,8). Иисус не ограничился незначительным страданием; Он пожелал испить чашу до конца, чтобы мы познали все величие Его любви и всю мерзость греха. Он хотел, чтобы мы проявили благородство в самопожертвовании, в аскезе, в служении ближнему.

2. Распятие в древности считалось самой жестокой и самой позорной казнью. Подвергать этой казни римского гражданина было запрещено. Смерть приходила лишь после долгой агонии. Иногда палачи могли ее ускорить, перебив осужденному ноги. Начиная с апостольских времен и до сегодняшнего дня, многие люди не могут примириться с образом Бога, ставшего человеком и умершего на Кресте нашего ради Спасения. Драма Креста до сих пор остается соблазном для иудеев и безумием для эллинов (ср. 1Кор 1,23). Искушение считать Крест чем-то незначащим существует и поныне.

Доверительная близость каждого христианина со своим Господом требует более глубокого знакомства с Его жизнью, в том числе со всем тем, что касается распятия. Именно здесь совершается наше Спасение, страдания обретают свой смысл. Именно здесь мы познаем все зло греха и Божию любовь к каждому человеку.

«Иисуса уже пригвоздили ко древу. Палачи безжалостно привели приговор в исполнение. Господь Иисус, проявив неслыханное смирение, позволил им это сделать.

Столь безмерное страдание вовсе не было необходимым. Иисус мог избежать унижений, скорби, издевательств, неправого суда, позора креста, гвоздей, вбитых в руки и ноги, копья, пронзившего сердце… Но Он предпочел добровольно вытерпеть все это ради тебя и меня. Какова же будет наша реакция?

Весьма правдоподобно, что когда ты окажешься один на один с Распятием, на твои глаза навернутся слезы. Так может произойти не раз и не два. Не удерживай их… Но сделай так, чтобы эти слезы побудили тебя принять определенное решение» (святой Хосемария Эскрива, Крестный Путь, Стояние XI,1).

3. В Кресте страдание, в Кресте Спасение, Крест любовью сияет. Кто Тебя, Боже, раз узреть сможет, надежды не потеряет.

В Кресте прохлада, в Кресте услада для души, в печаль погруженной. Кто на Крест взглянет, тот не устанет в болезни сердца безмолвной. Плоды Креста не заставили долго ждать. Один из разбойников, раскаявшись, обращается к Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое. Разбойник обращается к Господу со всем возможным доверием товарища по несчастью. Наверняка, он ранее уже слышал о Христе, Его жизни и чудесах. Теперь он встречает Его в ту минуту, когда Его Божественность сокрыта. Однако он был свидетелем пути Иисуса на Голгофу и видел Его поведение: Его дивное молчание, взгляд, исполненный сочувствия, поразительное чувство собственного достоинства несмотря на страдания и боль. Разбойник не случайно обращает ко Христу слова Своего прошения: они стали результатом процесса, начавшегося в его душе с момента его обращения ко Христу. Он не нуждается ни в каком чуде, чтобы стать учеником Христа, ему достаточно лишь с близкого расстояния всмотреться в страдания Господа. Так и теперь, очень многие люди обращаются ко Христу, размышляя об описанных в Евангелии событиях Страстей.

Господь был глубоко тронут словами разбойника, который исповедал Его как Бога в ситуации Его крайнего унижения. В страдающем сердце Спасителя пробудилась радость: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23,43).

Плоды Страстей неисчислимы. Страсти Господни даровали миру мир, благодать, прощение, блаженство, спасение. Искупление, однажды совершенное Христом, распространяется на всех и на каждого, при условии, однако, содействия самого человека. Каждый из нас может сказать: Сын Божий возлюбил меня и предал Себя за меня (ср. Гал 2,20). Он умер даже не за нас, но за меня, как если бы я был кем-то исключительным. Дело нашего Искупления и Спасения совершается всякий раз, когда на алтаре отправляется святая Месса (ср. II Ватиканский Собор, Догматическая Конституция Lumen gentium, 3; Молитва над дарами II рядового воскресенья).

«Иисус Христос возжелал принести Себя в жертву, будучи побуждаем любовью, абсолютно сознательно и добровольно, исполняясь сердечного сочувствия… Никто не умирал так, как Иисус Христос, поскольку Он был Самой Жизнью. Никто не принес такого удовлетворения за грехи как Он, поскольку Он был Самой Чистотой», — писал Романо Гвардини (El Se?or, Madryt 1956, t. II. S. 170). Ныне мы вкушаем от преизобильных плодов распятой любви Иисуса. Лишь наше нежелание может сделать Страсти Христовы бесполезными для нас.

Вблизи Иисуса пребывает Его Пречистая Матерь вместе с другими женщинами. Тут же стоит и самый младший из апостолов – Иоанн. Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19,26-27). Предав нам Себя Самого во время Тайной Вечери, ныне Он отдает нам то, что больше всего любил на земле. У Него отобрали все, а Он отдает нам еще и Марию, Которая отныне должна стать нашей Матерью.

Этот жест имеет двойное значение. С одной стороны, Иисус, совершенным образом исполняя предписание четвертой заповеди, проявляет заботу о Пресвятой Деве Марии. С другой – проявляет заботу о нас, даруя нам Ее в качестве нашей Матери. «Так Пресвятая Дева следовала путем веры и верно хранила Свое единение с Сыном, до самого Креста, подле которого Она стояла по явному Божественному замыслу (ср. Ин 19,25), глубоко страдала с Сыном Своим Единородным и материнским сердцем приобщалась к Его жертве, с любовью согласившись на заклание Жертвы, от Нее рожденной; и, наконец, была дана как Мать одному из учеников Самим Иисусом Христом, умирающим на Кресте» (II Ватиканский Собор, Догматическая Конституция Lumen gentium, 58).

«От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Или, или, лама савахфани?», то есть: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27,45-46).

После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду (Ин 19,28).

Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал:

Совершилось!
(Ин 19,29-30).

И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу, и земля потряслась (Мф 27,51). Иисус, возгласив громким голосом, сказал:

Отче! В руки Твои предаю дух Мой.

И, сие сказав, испустил дух (Лк 23,46).

Возлюби жертву, ставшую источником духовной жизни. Возлюби Крест, ставший алтарем всесожжения. Возлюби страдания и, как Иисус, испей свою чашу скорби до дна» (святой Хосемария Эскрива, Крестный Путь, Стояние XII).

Сделать это нам будет намного легче в обществе Марии, Матери нашей. Поэтому мы взываем к Ней словами литургического гимна:

Матерь, Ты любовь даруешь,

Ты со мною в сердце будешь,

Чтобы знать мне боль Твою.

Сердце как огнем пылает,

Радостью всей жизни станет

Бог, Которого люблю.

Слезы потекут обильно

И Ты свяжешь неразрывно

Сердце с страждущим Христом.

Под Крестом с Тобой мы станем,

Одним связаны рыданьем

Будем плакать мы вдвоем…

(Гимн Stabat Mater).

Ф. Карвахал. «В общении с Богом»

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна