Путь Бога – смирение: проповедь Папы Франциска в Вербное воскресенье

Папа Франциск, Вербное воскресеньеВ самом сердце этого ликующего и праздничного богослужения есть слово, которое мы слышали в гимне из Послания к Филиппийцам: «Уничижил Себя Самого» (2,8). Уничижение Иисуса. Это слово раскрывает способ бытия и действия Бога и, следовательно, способ бытия и действия, который должен быть присущ каждому христианину: уничижение. Способ, который никогда не перестанет изумлять нас и обескураживать: к уничижающему Себя Богу привыкнуть невозможно!

Уничижаться – это прежде всего способ Бога: Бог уничижает Себя, чтобы ходить со Своим народом, чтобы терпеть его измены. Это хорошо видно, когда читаешь историю Исхода: какое унижение для Господа слышать весь этот ропот, эти жалобы! Они были направлены против Моисея, но, в сущности, они были против Него, их Отца, Который вывел их из рабства и возглавлял на пути через пустыню в землю свободы.

На этой неделе, Страстной неделе, которая ведет нас к Пасхе, мы пройдём по этому пути уничижения Иисуса. И только так она будет «страстной» и для нас!

Мы ощутим презрение старейшин народа и их обман, к которому они прибегают, чтобы заставить Его потерпеть поражение. Мы станем свидетелями предательства Иуды, одного из Двенадцати, который продаст Его за тридцать сребреников. Мы увидим, как Господа схватят и поведут как преступника; как Его оставят ученики; как Его поволокут к синедриону, осудят на смерть, будут бить и осыпать оскорблениями. Мы услышим, как Петр, «скала» учеников, трижды отречётся от Него. Мы услышим крики толпы, которая, подстрекаемая старейшинами, потребует освободить Варавву, а Его распять. Мы увидим, как над Ним будут издеваться солдаты, надев на Него пурпурную мантию и терновый венец. А потом, на всём протяжении скорбного пути и под Крестом, мы услышим оскорбления людей и старейшин, которые будут смеяться над тем, что Он есть Царь и Сын Божий.

Это Божий путь, путь смирения. Это путь Иисуса. Иного пути нет. И нет смирения без уничижения.

Проходя до конца по этому пути, Сын Божий принял «образ раба» (ср. Фил 2,7). Действительно, смирение также означает служение, это значит освободить место Богу, совлекаясь самих себя, «уничижаясь», как говорит Писание (ст. 7). Уничижение – это самое большое смирение.

Есть один путь, противоположный пути Христа: обмирщение. Обмирщение предлагает нам путь тщеславия, гордыни, успеха … Это путь в другую сторону. Лукавый предлагал этот путь также Иисусу, во время сорока дней в пустыне. Но Иисус отверг его без колебаний. И вместе с Ним, только с Его благодатью, с Его помощью, мы тоже можем преодолеть это искушение тщеславия, суетности, не только по особым случаям, но и в обычных условиях жизни.

Помогает нам и утешает нас в этом пример многих мужчин и женщин, которые молча и скромно, не трубя об этом перед всеми, каждый день отвергаются самих себя, чтобы служить другим: больному родственнику, одинокому старику, инвалиду, бездомному…

Вспомним также об унижении тех, кто из-за своей верности Евангелию подвергаются дискриминации и платят собственной жизнью. И подумаем о наших братьях и сёстрах, гонимых за то, что они христиане, о сегодняшних мучениках – их множество, – они не отрекаются от Иисуса и несут с достоинством оскорбления и надругательства. Они следуют за Господом по Его пути. Можно без всяких преувеличений говорить о самом настоящем «облаке свидетелей», говоря о мучениках наших дней (ср. Евр 12,1).

В течение этой недели давайте и мы решительно встанем на этот путь смирения, с большой любовью к Нему, нашему Господу и Спасителю. Пусть любовь ведёт нас и даёт нам силы. И где Он, там будем и мы (ср. Ин 12,26).

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна