Проповедь Владыки Иосифа Верта на литургии Святой Ночи. Рождество — 2011
24.12.2011
Новосибирск, Кафедральный Собор
Дорогие братья и сёстры!
В эту Святую Рождественскую Ночь я хочу вместе со Святейшим Отцом Бенедиктом XVI поразмышлять с вами над великой и столь значимой для нас тайной пришествия в мир Спасителя.
Папа останавливается на коротком слове ветхозаветного чтения, чтобы затем перейти к Евангелию Рождества. «Младенец родился нам; Сын дан нам» (Ис 9, 6)
Пророк Исаия говорит из далёких времён Ветхого Завета, глядя в будущее; он говорит это в утешение Израилю, который в тот исторический момент был под ярмом притеснителя и блуждал во тьме.
Спустя века ангел возвещает ту же весть в настоящем времени: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк 2, 11).
Господь родился! Бог отныне действительно Эммануил – что значит, с нами Бог (Мф 1, 23). Он больше не тот далёкий Бог, Которого можно угадывать в тайнах мироздания или в глубине своего сердца. – Нет! Он вступил в этот мир. Он близок к каждому из нас. Последние слова Иисуса Христа в евангелии от Матфея перед вознесением были: «и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28, 20).
Ныне родился нам Спаситель!
Через Церковь и Евангелие Господь и сегодня возвещает нам благую весть, как тогда ангелы пастухам. Это весть, которая не должна оставить нас равнодушными. Если это правда, что ангелы возвестили пастухам, тогда всё меняется. Если это правда, тогда она касается и каждого из нас. Тогда и я как пастухи должен сказать: «Поспешим в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь» (Лк 2, 15). Евангелие не просто так рассказывает нам эту историю.
Пастухи показывают нам, как следует реагировать, отвечать на весть, которая адресована и нам.
«Пастухи… содержали ночную стражу у стада своего» (Лк 2, 8). Они сторожили своё стадо. Они не спали. И благодаря этому благая весть могла их достичь. И мы должны быть на страже, должны бодрствовать, чтобы не проспать.
Спящий – это тот, кто заключён в своём собственном мире. Проснуться – означает выйти из своего «Я» в общую действительность, общую правду, которая одна нас всех объединяет. Всякое несогласие и раздор в мире происходят оттого, что мы закрыты, заключены в собственных интересах и мнениях, в нашем собственном маленьком мирке. Эгоизм держит нас заключенными в наших интересах и желаниях, которые против правды и которые разделяют. Проснитесь, бодрствуйте, — говорит нам Евангелие. Выходите в общую большую правду, в общение единого Бога. Проснуться, стоять на страже, бодрствовать – означает развивать свой разум, сознание восприимчивыми, чувствительными к Богу, Его призыву; чувствительными к малейшему знаку, который Он нам подаёт, чтобы вести нас, чувствительными к многогранным знакам Его присутствия.
Услышав весть от ангелов, «пастухи сказали друг другу: «Пойдём в Вифлеем» и поспешили туда.
Они поспешили. То, что они услышали, было для них настолько важным, что они тут же поспешили в Вифлеем. И на самом деле, то, что им было сказано, было необыкновенным! Оно изменило мир. Спаситель родился! Ожидаемый Сын Давидов родился в своём городе Вифлееме. Что могло быть важнее этого? И они поспешили, – безотлагательно. В нашей обычной жизни это по-другому. Дела Божии большинству людей кажутся неспешными, они нас не торопят. И мы – большинство из нас – охотно готовы их откладывать. В первую очередь, мы делаем дела, безотлагательные сейчас и здесь. В списке приоритетов Бог стоит где-то на последнем месте. Это ещё успеется, – так рассуждает большинство людей. Евангелие говорит нам: Бог – высший приоритет. Если что-либо в жизни и заслуживает безотлагательной спешки, то это единственно дела Божие. Этому приоритету учат нас пастухи. Будем учиться у них и не позволим, чтобы все эти срочные дела повседневной жизни задавили нас. Будем учиться у них той внутренней свободе откладывать другие сколь угодно важные дела, чтобы поспешить к Богу, чтобы открыть Ему двери в нашу жизнь, в наше время. Св. Отец Бенедикт XVI говорит: время, потраченное для Бога и из любви к Богу для ближнего своего – никогда не будет потерянным временем. Это время, когда мы как раз по-настоящему живём.
Пастухи сказали друг другу, почему они поспешили в Вифлеем: «… посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь».
Дословно с греческого это звучит так: «Посмотрим это Слово, что там случилось». Да, это то необычное, новое этой ночи: Слово можно увидеть. Потому что Оно стало плотью. Бог, с которого нельзя делать изображения, образа, Сам дал Себя увидеть в Том, Кто является Его истинным образом, как говорит апостол Павел: «образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари» (Кол 1, 15).
В образе Иисуса Христа, в Его жизни, в Его действиях, в Его смерти и воскресении мы можем видеть Слово Божие и, таким образом, тайну самого Бога живого.
Вот какой Бог. Ангел сказал пастухам: «И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях»(Лк 2, 12).
Знак Бога, знак, данный пастухам и нам, это не какое-то чудо, перед которым все изумляются. Знак Бога – это Его смирение. Знак Бога – это, что Он умаляется. Он становится младенцем. Его можно касаться. Он хочет быть любим нами. Мы, люди, желали бы себе другого неопровержимого знака Божьей силы и Его величия. Но Его знак приглашает нас к вере и любви и поэтому даёт нам надежду: вот какой Бог. Он имеет всякую власть, и Он есть сама Доброта. Он приглашает нас подражать Ему. Мы будем похожи на Него, если будем учиться смирению, а значит истинному величию. Если откажемся от насилия и будем пользоваться только оружием истины и любви.
Когда мы видим Бога, ставшего младенцем, у нас открывается сердце. В литургии Святой Ночи Бог приходит к нам как Человек, чтобы мы стали человечнее.
Как сказал Ориген: «Воистину, какая тебе польза, если Христос однажды явился во плоти, но если Он не придёт в твою душу?» Поэтому помолимся о том, чтобы Он ежедневно являлся нам и чтобы мы могли говорить: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Галл 2, 20).
Св. Отец заканчивает свои рождественские размышления молитвой:
Об этом и мы помолимся в эту Святую Ночь. Господи Иисусе Христе, родившийся в Вифлееме, приди. Войди ко мне, в дом моей души. Преобрази меня. Обнови меня. Соделай меня и всех нас, людей из камня и дерева, в живых людей, в которых будет присутствовать Твоя любовь, и мир станет другим.
Аминь.