Проповедь Папы Франциска во время Мессы в День молитвы о катехизаторах. 29 сентября 2013 г.

1. «Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую, лежащим на ложах из слоновой кости» (ср. Амос 6,1.4), – они едят, пьют, поют, развлекаются, и им нет дела до проблем других людей.
Слова пророка Амоса суровы, но они предостерегают нас от опасности, которая грозит всем нам. Что обличает этот посланник Божий, на что он указывает своим современникам, а также нам сегодня? На опасность того, что главным для нас будет удобно устроиться в жизни, стать по сути и в своем сердце мирскими, поставить во главу угла свое благополучие. Это опыт богача из Евангелия, который облачался в роскошные одежды и каждый день давал обильные пиры: для него было важным это. А нищий, лежавший у его дверей и не имевший ничего, чтобы утолить голод? Ему до него не было дела, это его не касалось. Если вещи, деньги, мирской подход к жизни становятся средоточием нашего существования, они захватывают нас и обладают нами, и мы перестаем быть людьми: обратите внимание, – богач из Евангелия не имеет имени, он просто «богач». Его лицом являются вещи, его имущество, другого лица у него нет.
Но давайте попробуем поразмышлять об этом: как такое возможно? Как некоторые люди, возможно, включая и нас, становятся эгоцентричными, полагаются на материальные вещи, которые в итоге лишают нас лица, нашего человеческого лица? Это происходит, когда мы утрачиваем память о Боге. «Горе беспечным на Сионе», — говорил пророк. Если нет памяти о Боге, всё банально сводится к «я», к личному благополучию. Жизнь, мир, другие люди больше ничего не значат, все сводится к одному-единственному измерению: к обладанию. Если мы теряем память о Боге, то мы сами тоже теряем свою суть, опустошаем себя, теряем наше лицо, как богач из Евангелия! Кто бежит за пустотой, сам становится ничтожеством, — говорит другой великий пророк, Иеремия (ср. Иер 2,5). Мы сотворены по образу и подобию Божию, а не по образу и подобию вещей, идолов!

2. Глядя на вас, я спрашиваю себя: кто такой катехизатор? Это тот, кто хранит и питает память о Боге; он хранит ее в себе и умеет пробуждать в других. Это прекрасно: хранить память о Боге, как Дева Мария, Которая, видя чудеса Божьи в Своей жизни, не думает о чести, о почете, о богатствах, не замыкается в Себе. Напротив: приняв весть Ангела и зачав Сына Божия, что Она делает? Она отправляется к пожилой родственнице Елисавете, тоже беременной, как и Она, чтобы помочь ей; и, встретившись с ней, Мария первым делом вспоминает о деянии Бога, о верности Бога в Ее жизни, в истории Ее народа, в нашей истории: «Величит душа Моя Господа… что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк 1,46.48.50). Мария обладает памятью о Боге.
В этом гимне, воспетом Марией, есть также место памяти о Ее личной истории, об истории отношений с Ней Бога, о Ее опыте веры. Так же и для каждого из нас, для каждого христианина: вера содержит именно память об истории отношений Бога с нами, память о встрече с Богом, Который идет навстречу нам первым, Который сотворяет и спасает, Который преображает нас. Вера – это память о Его Слове, согревающем сердце, о Его спасительных деяниях, через которые Он дарит нам жизнь, очищает, исцеляет, питает нас. Катехизатор – это христианин, ставящий эту память на службу благовестию; не для того, чтобы показать себя, не для того, чтобы заставить говорить о себе, но чтобы говорить о Боге, о Его любви, о Его верности. Говорить и передавать всё, что открыл Бог, то есть учение в его полноте, не убавляя, ни прибавляя.

Св. Павел советует своему ученику и соработнику Тимофею прежде всего помнить «Иисуса Христа … воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, за которое я страдаю» (ср. 2 Тим 2,8-9). Апостол имеет право говорить это, потому что он сам помнил о Христе, Который позвал его, когда он был гонителем христиан, – Господь прикоснулся к нему и изменил Своею благодатью.
Таким образом, катехизатор – это христианин, который несет в себе память о Боге, руководствуется этой памятью о Боге во всём, что делает в жизни, и умеет пробуждать ее в сердцах других. Это трудно! Это затрагивает все стороны его жизни! Чем является сам Катехизис, если не памятью о Боге, памятью о Его деяниях в истории, о том, что Он был нам близок во Христе, присутствуя в Своем Слове, в Таинствах, в Своей Церкви, в Своей любви? Дорогие катехизаторы, хочу спросить вас: являемся ли мы памятью о Боге? Являемся ли мы действительно часовыми, пробуждающими в других память о Боге, Который согревает сердца?

3. «Горе беспечным на Сионе», — говорит пророк. Каким путем нужно идти, чтобы не стать «людьми» людьми, полагающимися на себя и свое имущество, но стать людьми, хранящими память о Боге? Во втором чтении, обращаясь к тому же Тимофею, св. Павел дает несколько указаний, которые могут быть полезными для пути катехизатора, для нашего пути: преуспевать в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости (ср. 1 Тим 6,11).
Катехизатор является человеком, хранящим память о Боге, если он поддерживает постоянные, живые отношения с Ним и с ближними; если он является человеком веры, который действительно доверяет Богу и полагает на Него всё свое упование; если он – человек милосердия, любви, который видит во всех людях братьев; если он – человек, которому свойственно «hypomon?», т.е. терпение и упорство, который умеет принимать трудности, испытания, поражения со спокойствием и надеждой на Господа; если он – человек кроткий, способный к пониманию и милосердию.
Попросим Господа, дабы мы все были мужчинами и женщинами, хранящими и питающими память о Боге в своей жизни и умеющими пробуждать ее в сердце других людей. Аминь.

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна