История старой фотографии

Наверное, многим людям знакомо чувство тревожного любопытства, которое возникает при разглядывании фотографий минувших столетий. Странные наряды и прически, напряженные позы людей, смотрящих в объектив, — всё это создаёт особое настроение, позволяющее «погрузиться» в мир прошлой жизни. И особенно интересно знакомиться с фотографиями людей, которые оставили памятный след в каких-либо исторических событиях. Так было и с историческими фотографиями нашего прихода, которые мы отыскали благодаря помощи удивительного человека — священника профессора KUL Марианна Радвана, занимающегося изучением судеб католических священников в России в период введения в стране «тотального атеизма».

Отдаленную владивостокскую римско-католическую епархию возглавлял в ту пору епископ Кароль Генрихович Сливовский, который был переведён во Владивосток в 1911 году из Казани, где служил настоятелем местного римско-католического прихода. Этому пастырю достался один из самых обширных приходов, к которому относились католики Амурской области, Сахалина, Хабаровского и Приморского краев. Каменный храм имелся только в Благовещенске, а в остальных крупных городах действовали или небольшие молитвенные дома, или часовни. Непосредственно во Владивостоке приход, после уничтожения пожаром в 1902 году деревянного костёла, ютился во временном молитвенном доме типа барака. И хотя прихожане настойчиво продолжали собирать средства на новый каменный храм, и «угловой камень» этого храма был уже освящён епископом могилевской архиепархии Яном Цепляком ещё в июне 1909 года, строительство постоянно тормозилось недостатком денежных средств.

Мы знали, что временный молитвенный дом был расположен где-то близко от современного кафедрального собора, но как выглядела эта святыня, как она была обустроена, никто рассказать нам не мог. Поэтому можно понять то ликование, которое охватило нас при изучении исторических фотографий!

Мы увидели небольшой, но прекрасно устроенный, довольно уютный молитвенный зал, алтарь, утопающий в цветах, и моложавого ещё отца настоятеля Кароля Сливовского с нарядными детьми, принявшими первое причастие. Второй снимок был сделан на паперти молитвенного дома, где стояли настоятель отец Кароль Сливовский, группа детей, а также взрослые прихожане.

Для того, чтобы современные прихожане смогли увидеть новые находки архива, в храме Пресвятой Богородицы была сделана небольшая выставка новых фотографий. И тут же, у витрины, наши прихожанки Юля Даниловна и Алла Даниловна Усас начали плакать, так как узнали всех своих родственников: дедушку и бабушку, дядей и тётушек, а также свою маму — в маленькой девочке в белом платьице и веночке. На следующий день, когда первые страсти и волнения улеглись, сёстры принесли несколько семейных фотографий и познакомили нас с историей своей семьи.

Глава семьи, Андрей Усас, происходил из литовской крестьянской многодетной семьи, которая жила в деревне Гирступи Ковенской губернии. Андрей окончил церковно-приходскую школу, а затем, когда ему исполнилось 14 лет, стал работать на строительстве Ковенской крепости помощником топографа. Постепенно осваивая различные строительные специальности, толковый молодой человек получил должность дежурного десятника. В 1893 году Андрей Усас создал семью, в которой родилось 10 детей, но трое из них умерли в младенческом возрасте.

В 1910 году начальник строительства одного из фортов Ковенской крепости подполковник Торопов переводится во Владивосток, где развернулось строительство фортов Владивостокской крепости. Уезжая на Дальний Восток, подполковник взял с собой самых надежных рабочих, в том числе и десятника Андрея Усаса. Прибывшая группа строителей из Ковно была направлена на строительство 7-го форта, расположенного во Владивостоке на возвышенностях между Второй Речкой и Седанкой. Через четыре года работы десятник Усас получил звание техника-строителя, практика. Он получил солидный по тем временам оклад 100 рублей в месяц, хорошую квартиру, все дети получили возможность учиться. Воспитанный в католической семье, Андрей Усас был ревностным католиком, и вся его семья регулярно посещала богослужения. На снимке запечатлен момент, когда настоятель прихода отец Кароль Сливовский вместе с детьми, получившими первое причастие, и другими прихожанами вышел на паперть временного молебного дома. Среди присутствующих есть несколько членов семьи Усас.

В первом ряду крайний слева стоит Альфонс Усас, в этом же ряду восьмой — Иван (Янос) Усас, правой рукой отец Кароль Сливовский обнимает Викторию Усас, а Хелена Усас расположилась в том же ряду над мальчиком в белой гимназической форме. Справа, вверху из-за плеча модной дамы в красивой шляпке с пером — Казимиры Петровны Пиотровской — выглядывает изможденное лицо больной матери детей Текли Яновны. Она ещё молода, ей всего 37 лет, но тяжёлая болезнь уже отняла все её силы. С другой стороны пани Пиотровской стоит старшая дочь семьи, Паулина; и мать, и дочь в трауре. Слева от полной дамы стоит старший из сыновей — Серафим. В правом верхнем углу расположился глава семейства Андрей Усас с трёхлетней дочкой Аполлонией на руках. Судя по имеющейся в приходе метрике Аполлонии, снимок сделан в 1915 году. Сейчас этой «девочке» уже 90 лет, она живёт в посёлке бухты Преображения Приморского края. Все дети семьи Усас получили образование: старшие девочки окончили гимназии, мальчики учились в прогимназии.

Семье Усас в период репрессий пришлось пережить много тяжелых событий. Старший сын Серафим был арестован в 1938 году и в том же году был расстрелян. Альфонса также арестовали в 1938 году и сослали в лагерь, где он умер от голода. Иван (Янис) уцелел лишь потому, что он уехал в Тулу, где работал директором горного техникума. Ныне третье поколение семьи живёт главным образом в Приморье. Длительное отсутствие католической церкви на Дальнем Востоке привело к тому, что потомки многих католических семейств перешли в православие или остались вообще вне христианской Церкви. Но живущие во Владивостоке сёстры Алла и Юлия, в девичестве Усас, после возрождения во Владивостоке католического прихода Пресвятой Богородицы стали его ревностными прихожанками. Обладая прекрасными голосами, сёстры поют в церковном хоре, являются волонтёрами «Каритас» и членами литовского общества «Гинтарас». Появление в архиве прихода исторических фотографий сёстры Усас восприняли как знак Божьей милости.

Мирослава Ефимова,
Владивосток

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна