Церковь и общество

Каждого искренне верующего христианина волнуют взаимоотношения Церкви и общества. Как Церковь представляется в обществе? Как общество реагирует на Церковь? Какое сегодня лицо у Церкви? Является ли Церковь авангардом общества сейчас? Эти вопросы все больше и больше становятся актуальными в наше время. Во времена жестокого атеизма в России Церковь или ненавидели, или отдавали за веру в Иисуса Христа жизнь. Даже в такое страшное время Церковь в особом представлении не нуждалась, потому что о ней знали, ее преследовали, ее изучали. Тогда у Церкви не было конкурентов.

Сейчас время благодати, время свободного выбора в кого верить, во что верить. Поток информации, которую потребляет человек, все больше заполняет разум, сердце, засасывает в своем водовороте. Люди, пытаясь выбраться из него, найти что-то для себя, просто теряются в массе стремительных событий, не понимая истины, бессильно плывут по течению. А Церковь? Что знают о ней? Доверяют ли сегодня ей, нам – христианам, люди? Надо быть честным и согласиться, что не всегда, потому что нас просто не понимают!

PR или Public Relations (общественные отношения) — именно в наше время ПИАР становится все более актуальным для установления необходимых взаимоотношений между Церковью и обществом. Как можно определить понятие PR? Вот некоторые определения специалистов по PR.

«Public Relations» — это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности» (Сэм Блэк, Почетный профессор в области PR университета Стирлинг).

«PR — это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организациями и общественностью. Они включают в себя решение различных проблем: обеспечивают руководство организацией информации об общественном мнении и оказывают ему помощь в выражении ответных мер; поддерживают общество в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций, используют исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности» (Рекс Харлоу, специалист по PR).

Таких определений можно привести до двух тысяч. И, быть может, большая часть из них — светские выражения, но все они говорят о необходимых взаимоотношениях друг с другом, основанных на понимании, любви, доверии. Кто это даст обществу, как не Церковь?

Христиане сегодня должны помочь окружающему миру разобраться в море информации, протянуть руку помощи первыми в решении проблем, объяснить Благую Весть понятным языком любви, добра. PR помогает не только в этом, но и помогает сохранить в чистоте лицо Церкви, восстановить доверие к ней, когда желтая пресса, негативная информация в СМИ порочит Церковь. Правильно выйти из кризисных ситуаций, используя тактику и стратегию PR, — это уже стало целой наукой не только в светских учреждениях, но и в христианских. Слава Богу, что христиан это волнует!

Первый такой практический курс для журналистов бывшей России «Public Relations в церковных организациях и учреждениях» состоялся 7 —18 ноября 2004 г. Он проходил в течение 12 дней в Европейском центре коммуникаций и культуры в Варшаве, Польша. Участники курса — это христианские журналисты, референт по работе со СМИ Витебского Епархиального Управления, референт христианского образовательного центра им. Свв. Мефодия и Кирилла, главный редактор веб-сайта Информационной службы Медиа Центра Римско-католической Церкви на Украине, директор отдела информации и внешних отношений Украинского Католического университета, пресс-секретарь «Национальной утренней молитвы глав протестантских конфессий» из России, главный редактор «Сибирской Католической Газеты» и другие специалисты в области создания внутренней и внешней коммуникации, контактов со СМИ.

Католики, православные, баптисты из России, Украины, Белоруссии, Армении (всего 14 человек) изучали и практиковали принципы и стратегии создания внутренних и внешних отношений организаций, включая Церковь, с различными общественными группами, используя современные технологии и СМИ, подготовку к эффективной коммуникации в кризисных ситуациях, развитие своих компетенций в сфере публичных презентаций и презентаций в СМИ. В программу курса входили подготовка к выступлениям перед общественностью и в СМИ, искусство автопрезентации, развитие контактов со СМИ, создание коммуникационных стратегий на случай кризисной ситуации, мастерство пресс-секретаря и другие методы и действия PR. Организовал курсы бывший пресс-секретарь премьер-министра Польши, преподаватель по Public Relations Кшиштоф Бакаларский. Преподаватели — ведущие редакторы радио, телевидения, прессы, специалисты в области PR, Высшей школы коммуникаций и СМИ и другие польские эксперты.

В конце курса каждый участник подготовил по своим проектам соответствующую программу коммуникационных стратегий. Руководитель Кшиштоф Бакаларский сказал, что желание преподавать Public Relations идет свыше — от Бога, Он дает вдохновение для этого. Техника служит только для дела, на которое Господь нас призвал. «PR определяет, каким образом нас будут видеть другие, каким образом мы можем придти к другим, чтобы эти другие нас заметили. PR, прежде всего, — это жизненный энтузиазм, это жизненная философия», — подчеркнул Бакаларский. Успех в деле может прийти только тогда, когда мы служим людям и действуем для них. Только такой успех привлекает людей. Можно сказать, что так служил через любовь к людям Иисус Христос. Именно у Него христиане учатся психологии общения с окружающими, неся им весть о Спасении.

Участники почувствовали, что такой курс проходил по воле Всевышнего и отметили огромную пользу от курса, от общения друг с другом, несмотря на разные конфессии. Пожелание каждого — использовать все на практике и продолжить обучение в дальнейшем. На торжественном прощальном вечере участникам были вручены дипломы об окончании курса.

Хотелось бы привести вам, дорогие читатели, некоторые мнения организатора курса и участников первого в истории мирового христианства курса по Public Relations на следующий вопрос:

— Один христианин, который видит огромную пользу от PR для Церкви, сказал, что Иисус Христос — «самый главный пиарщик». Как Вы относитесь к такому выражению?

Кшиштов Бакаларский, руководитель курсов (подготовил всю программу, подобрал преподавателей).

— Я думаю, что, действительно, Иисус Христос был таким ПИАРщиком. Что такое PR? ПИАР — это, прежде всего, коммуникация, фундаментом которой является слово. Мы читаем в Священном Писании, что сначала было Слово, и Словом все сотворено. Именно Слово определяло сущность всего. Буквально несколько лет назад нас учили, что реальность, в которой мы живем, прежде всего создавалась серпом и молотом, титанической работой. Но мы знаем, что это — Слово, через которое Бог создал все. Иисус Христос, я думаю, пример хорошего ПИАРа. Он говорил Слово, садился, наступала тишина, все думали и потом начинали действовать. Это и был ПИАР.

Татьяна Куликовская, главный редактор официального веб-сайта Информационной Службы Медиа Центра Римско-Католической Церкви «Кредо», г.Львов:

Раньше я только приблизительно знала, что такое ПИАР. Время, проведенное на курсе, было очень продуктивным по-разному: в плане ПИАРа и экуменизма, общения и соединения духовного, регионального и иного…

Иисус Христос — Самый главный во всем! И Самый Лучший пример во всем! Также и в ПИАРе! А в христианине самое главное — любить.

Элиза Манукян, пресс-секретарь Араратской епархии, Апостольская Церковь, г.Ереван, Армения:

— Курс очень информативный, полезный в теоретическом плане. Яркие впечатления у нас были каждый день. И от занятий, практических упражнений, общения после уроков.

По своей должности я сама занимаюсь ПИАРом. В Армении что-то рекламируют, показывают, но на научной основе ПИАР не развит.

Иисус Христос — САМЫЙ Главный ПИАРЩИК. Если согласиться с этим, то в основе ПИАРа должна быть чистота, честность, открытость. Как Иисус говорил с людьми ясно, честно, открыто, доступно, понятно, так и в ПИАРе.

Дмитрий Шила, референт Христианского Образовательного Центра им. Свв. Мефодия и Кирилла, г.Минск, Беларусь:

— Я очень рад и счастлив, что приехал на этот курс. Самое главное, что мы смогли найти общий язык и стали одной командой, несмотря на все национальные, религиозные и другие различия между нами. Очевидно, так угодно было Богу.

На курсе получил стройную упорядочную систему, дана теория, какие-то практические советы, навыки, то есть те знания, которые мне были необходимы.

Мне это выражение не нравится, потому что оно принижает значение Христа. Христос — это все. Мы можем Христа раскладывать на разные полочки, говоря, что Он и Художник, и ПИАРщик,и так далее. С одной стороны это правильно, а с другой — мы через такое определение немного принижаем в нашем сознании образ Христа. В любом случае Он для нас загадка, тайна, таинство.

Чем чаще будем использовать подобные выражения, тем меньше будем ощущать святыню внутри своего сознания.

Янина Петухова, переводчик, преподаватель института св. Фомы Аквинского, г.Киев.

— Для меня на курсе важным было общение, взаимодействие культур, потому что каждая культура оригинальна, имеет свое внутреннее содержание, гармонию. Обмен всем этим очень помогает. Прежде всего, это Бог запланировал, чтобы мы здесь собрались. Да, мы разные, но у нас одна цель, мы хотим изменить этот мир, и маленькими шагами, каждый из нас на своей работе, в своей общине идет к общей цели —изменить этот мир, изменить те ценности, которыми живет современный мир, показать людям, что деньги, какая-то слава — это не важно, это не та цель, к которой мы должны стремиться, что любовь, взаимопонимание, терпение друг к другу поможет каждой стране выйти из кризиса, не только экономического, но и духовного.

Для меня ПИАР — нести то, что я имею, то есть весь мой багаж знаний нести в позитивном отношении. То есть посмотреть на этот мир другим взглядом. ПИАР — это положительный настрой, положительные отношения к тому, чем ты занимаешься. Каждое начинание, даже если не получается, несет в себе что-то хорошее, потом плохое уже не кажется таким плохим. Его становится все меньше и меньше, а потом и исчезает. Вот что для меня ПИАР.

Иисусу Христу не нужен был ПИАР. Для меня Христос – это простота и открытость, это свидетельство всей жизни. Бог принял человеческую природу, став человеком. Для меня Он Бог и мой Спаситель. Для меня Он не является ПИАРщиком, Он просто является примером всего положительного, что есть. У Него, конечно, был Свой «ПИАР». Но Он был человеком, который первым выходил к людям, понимал их, и потом уже через то человеческое, которое Он делал, узнавали, что Он действительно от Бога, что Он — Мессия, что пришел спасти этот мир. Я бы назвала это не ПИАРом, а хорошей «автопрезентацией». Это только одна из частей ПИАРа.

О.Андрей Обуховский, главный редактор «Сибирской Католической Газеты», г.Новосибирск.

Меня удивил профессионализм преподавателей курса, которые в ПИАРе не один «зуб сломали». Для меня было очень много практических советов, особенно в журналистике, многого я раньше не знал. Здесь каждый мог использовать что-то для себя, независимо от национальности и специфики деятельности. Я чувствовал себя комфортно.

Я согласен с выражением, что «Иисус Христос — самый главный ПИАРщик». Много Он делал, у Него надо многому учиться.

Мирослав Павлюк, директор радио «Воскресения», г.Львов.

Я очень рад, что смог здесь познакомиться с людьми из России, Беларуси, Украины. Они представляют разные конфессии, кроме того, они являются лидерами в своих христианских организациях. Я здесь отдохнул душой. Сам ПИАР не является чем-то новым, всегда были действия, которые включали стратегию ПИАРа.

Я считаю, что Иисус Христос в принципе не применял никаких приемов этого ПИАРа, потому что Он Сам — Суть и Истина. А Истина не требует каких-то особенных приемов. Иисус не «пиарил», а просто учил. Он Сам был воплощенное Слово.

О. Александр Амельченя, референт по работе со СМИ Витебского Епархиального Управления, Беларусь.

— Была прекрасная атмосфера, чудесные люди. Мы здесь чувствовали единство, несмотря на то, что у нас разные взгляды на жизнь, разный возраст, жизненный опыт, разная религиозная культура. У нас была одна общая цель, которая нас объединяла. Мы хотим того же добра, прежде всего, нести любовь посредством ПИАРа. Конечно, я знаю, как нести любовь, поскольку я не первый год живу на этой земле. Без ПИАРа тоже можно нести любовь, но с ПИАРом можно делать эффективнее, лучше. ПИАР помогает нести, исполнять миссию более эффективно. Миссию несения любви людям.

Мы должны быть людьми современными, говорить на современном языке. Я думаю, что это не является никаким кощунством, никаким модернистским термином. Если Иисус был ПИАРщиком, то Он был самым эффективным разработчиком методов несения Любви, Правды, Истины. Ему можно было запатентовать Его методы, Свои работы, миссии. Все это — результат того, как Он изменял мир. Он толчок этому. 2000 лет прошло, а есть Церковь, есть мы. Мы знаем Христа, хотим нести Его людям. Христос живет среди нас, помогает нам использовать эти методы ПИАРа. Христос виновник того, что мы собрались на этом курсе. Виновник нашего Праздника по ПИАРу.

Людмила Качкар, заместитель главного редактора журнала «Военно-христианский вестник», г.Москва:

— Для меня все семинары и конференции определяются по степени практичности и последующей применяемости новой информации. Могу сказать, что и месяца не прошло с тех пор, как мы отучились, как полученные знания пошли в ход. Речь идет о новой подписной стратегии на журнал «Военно-христианский вестник», рабочее название которой — «Печатный миссионер».

К тому же семинар или курс обучения «PR в церковных организациях» побуждает меня выходить за рамки существующих даже у журналистов и редакторов творческих стереотипов. Появился более глубокий взгляд на свою профессию и профессию специалиста в области PR. Я поняла, что в нашей существующей реальности — журналистика, общественные связи, а еще реклама, промоушен, брэндин — неразделимы. А главное — нужны церкви. Ведь Иисус Христос пользовался современными технологиями, конечно, современными для того времени…

— В этой связи вопрос: можно ли Иисуса Христа назвать самым успешным ПИАРщиком?

— Догадываюсь, что кого-то покоробит от такого сравнения: Иисус — и вдруг ПИАРщик. Я бы не торопилась так сразу и категорично делать выводы. Мой совет — обратитесь за помощью толкового словаря, увидите, что PR — вовсе не ругательное слово, как это кажется некоторым церковным деятелям. PR — это всего лишь успешное установление общественных связей с целью донести до широких масс людей необходимую информацию.

Так вот, Божий Сын очень хорошо доносил до израильского народа Свою спасительную информацию. Чего сейчас почти не умеет делать Церковь, по крайней мере, протестантская. Отсюда в российском обществе не только живут, но еще более укрепляются устойчивые стереотипы из серии «баптисты едят детей».

В силу эсхатологической направленности Церкви нас, христиан, меньше всего интересуют окружающие реалии, особенно информационные технологии. Поскольку Церкви все равно, что о ней говорят, то светская пресса устраивает религиозную вакханалию, печатая ложь… Мы должны вернуться к Библии и перенять опыт Христа в продвижении Царства Божьего, основываясь на современных информационных возможностях. В противном случае в народе появится новый стереотип — в продолжение старого, что баптисты не только едят детей, но и всех людей подряд… Глупо, но это так.

Материал подготовила Зоя Бардина, участник курса «Public Relations в церковных организациях и учреждениях», редактор, член центральной церкви Евангельских христиан-баптистов г.Москвы.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна