Торжественное закрытие Синода епископов

В воскресенье 28 октября 2012 г. Мессой в соборе Св. Петра, которую возглавил , завершилась XIII Генеральная ассамблея Синода епископов, посвященная новой евангелизации. Вместе с Папой Мессу сослужили кардиналы и епископы, принимавшие участие в заседаниях Синода. В своей проповеди Святой Отец напомнил о том, что главная задача Церкви состоит в евангелизизации, и что долг всех христиан – с радостью проповедовать Евангелие.

В качестве примера для современного человека, потерявшего надежду и смысл жизни, Бенедикт XVI указал Вартимея, исцеленного Иисусом слепого, о котором повествует евангельское чтение 30-го Рядового воскресенья (Мк 10,46-52):
«Чудо исцеления слепого Вартимея, — сказал Папа, — занимает важное место в Евангелии от Марка. Рассказ об этом расположен в разделе, который называется “путь в Иерусалим”, то есть, последнее паломничество Иисуса в Святой Град, в праздник Пасхи, туда, где Он знает, что Его ожидают страсти, смерть и воскресение. (…) Всё Евангелие от Марка представляет собой путь веры, который постепенно разворачивается в школе Иисуса. Его ученики являются главными действующими лицами этого пути открытия, но есть и другие персонажи, играющие важную роль, и Вартимей – один из них. Его исцеление является последним чудом, которое Иисус совершает до Своих страстей, и не случайно это исцеление слепого, то есть, человека, глаза которого утратили свет. Из других текстов нам также известно, что состояние слепоты имеет важный смысл в Евангелиях. Оно представляет человека, нуждающегося в свете Божьем, в свете веры, чтобы познать истинную реальность и идти по пути жизни. Очень важно признать себя слепыми, нуждающимися в этом свете, иначе можно остаться слепыми навсегда (ср. Ин 9,39-41).
Итак, в этом стратегическом пункте рассказа Марка, Вартимей представлен, как образец. Он слеп не от рождения, а потерял зрение: это человек, потерявший свет и осознающий это, но он не утратил надежды, он сумел воспользоваться возможностью встречи с Иисусом и вверить себя Ему, чтобы быть исцеленным. Услышав, что Учитель проходит рядом с ним, он кричит: “Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!” (Мк 10,47), и в ответ на попытки заставить его замолчать, кричит еще больше (ст. 48). И когда Иисус зовет его и спрашивает, чего он хочет, Вартимей отвечает: “Учитель! чтобы мне прозреть!” (ст. 51). Вартимей представляет человека, который осознаёт свою болезнь и вопиёт к Господу, уверенный в том, что Он его исцелит».
Но Вартимей не только слепой, он еще и нищий, человек, потерявший большое богатство, — продолжил Бенедикт XVI, ссылаясь на парадоксальную интерпретацию этого фрагмента св. Августином, согласно которой богатый Вартимей, потеряв зрение, дошел до крайней нищеты. Его положение «заставляет нас задуматься о том, что есть ценные богатства для нашей жизни, и они не материальны. Вартимей может представлять тех, кто живет в регионах древней евангелизации, где свет веры ослабел, и люди отдалились от Бога, не считая Его важным для своей жизни: эти люди потеряли большое богатство, по своей воле утратили свое высокое достоинство – не экономическое или связанное с земной властью – а достоинство быть христианами; они потеряли прочный и надежный ориентир в жизни и стали, порой неосознанно, нищими в отношении смысла существования. Таких людей, нуждающихся в новой евангелизации, очень много».

« касается всех аспектов жизни Церкви, — подчеркнул Бенедикт XVI, подводя итог только что завершившемуся Синоду. — В первую очередь она относится к повседневному пастырскому служению, которое призвано в большей степени воспылать огнем Святого Духа, дабы возжечь сердца верных, регулярно участвующих в жизни католической общины, собираясь в День Господень, чтобы питать себя Словом Божьим и Хлебом вечной жизни».
Далее Папа указал три главные пастырские линии, которые были отражены в синодальных дискуссиях: первая касается важности Таинств и призыва к святости: «Истинными героями новой евангелизации являются Святые: они говорят всем понятным языком – примером своей жизни и делами милосердия».
Во-вторых, новая евангелизация должна связываться с missio ad gentes, с «обновленным миссионерским динамизмом, главными действующими лицами являются прежде всего пастырские работники и верные миряне»: «Все люди имеют право знать Иисуса Христа и Его Евангелие; и этому соответствует долг христиан, всех христиан – священников, монашествующих и мирян – проповедовать Благую Весть».
В-третьих, — подчеркнул Бенедикт XVI, — Церковь уделяет особое внимание крещеным, которые, однако, не живут в соответствии с принятым ими Таинством, дабы они «вновь открыли для себя радость веры»: «Церковь старается применять также новые методы, разрабатывая новые языки, близкие различным культурам мира, предлагая истину Христа в атмосфере диалога и дружбы, основанной на Боге, Который есть Любовь».
Кроме того, — подвел черту Святой Отец, — участники дела новой евангелизации имеют одну отличительную черту: радость сердца, которая рождается от встречи со Христом. Папа также призвал – вслед за св. Климентом Александрийским –«сорвать оковы истины – невежество, чтобы созерцать истинного Бога».

Участники Синода – а среди них и наш Владыка Иосиф Верт – покидают Рим и возвращаются в свои епархии. Каждый из них увозит памятный знак: серебряный крест, на торцевой стороне которого – герб Бенедикта XVI и надписи на латыни: «Синод Епископов» и «Начало Года Веры», а на лицевой стороне изображена скульптура Доброго Пастыря из римских катакомб, хранящаяся в Ватиканских музеях и ставшая неофициальным символом Синода епископов.
На зеленых бархатных коробках вместе с Папским гербом размещена надпись: «Крест Доброго Пастыря. Личный подарок Его Святейшества Папы Бенедикта XVI участникам Тринадцатой сессии Генеральной ассамблеи Синода Епископов (7-28 октября 2012)».

Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна