Священное Пасхальное Триденствие в Ватикане: проповедь Бенедикта XVI на Мессе освящения мира и елея

В Страстной четверг в 9.30 утра в соборе Святого Петра Папа отслужил Мессу освящения мира и благословения елея. В своей проповеди Святой Отец напомнил, что в Таинствах Господь говорит с нами через элементы творения. Таким образом, можно ощутить единство между творением и искуплением. Таинства выражают материальный аспект нашей веры, которая затрагивает тело и душу, всего человека. Хлеб и вино – это плоды земли и труда человеческого. Господь выбрал их в качестве знаков Своего присутствия. Елей же символизирует Святой Дух и в то же время указывает на Христа (слово «Христос», то есть «Мессия», означает «Помазанник»). Человечность Иисуса через единство Сына с Отцом находится в общении со Святым Духом и, таким образом, является помазанной уникальным образом и наполненной Святым Духом. А Христос, в Свою очередь, дает возможность нашей человечности получить дар Святого Духа, и поэтому мы, — подчеркнул Папа, — называемся «христианами», то есть «помазанными людьми», людьми, принадлежащими Христу и тем самым причастными Его помазанию и Святому Духу. также напомнил слова св. Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского: «Я хочу не только называться христианином, но и быть им». Пусть же эти освященные елеи, — сказал Папа, — напомнят всем верующим о долге, присущем всем христианам, и да поможет нам Бог не только называться христианами, но и быть ими.

В Страстной четверг освящаются три типа елеев, выражающих три основных измерения христианской духовной жизни. Первый тип – это елей катехуменов. Именно им Христос и Святой Дух впервые освящают человека и приближают его к Себе. Этот вид помазания имеет место еще до Крещения, и производится оно над людьми, еще только ищущими Бога и вставшими на путь . Елей катехуменов, — подчеркнул Папа, — свидетельствует, что не только люди ищут Бога, но и Сам Бог ищет нас. Тот факт, что Он вочеловечился и спустился в бездну человеческого существования, вплоть до смертельной тьмы, показывает нам, насколько Бог любит человека, Свое творение.

Другой вид елея предназначен для помазания больных. Перед нашим взором предстает огромное количество страждущих: страдающие от голода и жажды, жертвы насилия на всех континентах, инвалиды, преследуемые и униженные, люди с сокрушенным сердцем. В Евангелии от Луки сказано, что Иисус, отправляя первый раз Своих учеников на миссию, «послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных» (Лк 9,2). С самого начала Иисус поручил Церкви врачевать душевные и физические болезни. Конечно, — напомнил Бенедикт XVI, — главная задача Церкви состоит в провозглашение Царства Божия, но именно это провозглашение ведет к исцелению. Словам Папы вторит пророк Исаия, написавший: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем» (Ис 61,1). Провозглашение Царствия Божия, бесконечной благости Бога должно в первую очередь исцелять сокрушенные сердца людей. Затем Святой Отец поставил в пример некоторых выдающихся личностей, принадлежавших к различным социальным слоям и религиозным конфессиям, которые посвятили свою жизнь заботе о страждущих. Это – Викентий Поль, Елизавета Венгерская, Луиза де Марийяк, дон Камилло де Леллис, Мать Тереза.

Третий вид елеев – святое миро, которым в древности помазывали царей и священников. Ныне оно используется при совершении таинств Крещения, Миропомазания и Рукоположения в священный сан. Еще пророк Исаия воспроизвел в своей книге обетование Бога, данное Его избранному народу: «Вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас» (Ис 61,6). Крещение и Миропомазание символизируют принятие человека в Божий народ, в народ священников, предназначенных для служения всему миру, каковым и являются христиане. Они призваны сделать присутствие Божие видимым для мира, свидетельствовать о существовании Господа и приводить к Нему. Но действительно ли мы являемся святилищем Бога для мира и в мире? – задал аудитории вопрос Бенедикт XVI. Не мы ли грешим неверием и отдалением от Бога? Разве это неправда, что ведущие христианские страны Европы устали от своей веры, своей истории и культуры и уже не хотят быть христианскими? Поэтому, — сказал Папа, — у нас есть важные причины, чтобы возопить к Богу: «Не допусти, чтобы мы перестали быть народом! Сделай так, чтобы мы опять Тебя исповедовали!»

В заключение Бенедикт XVI напомнил о вскоре предстоящей беатификации Иоанна Павла II, великого свидетеля Божия нашего времени, за которого нам следует особенно усердно благодарить Творца.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна