Проповедь Папы Франциска во время Мессы закрытия Года Веры

Сегодняшнее торжество Господа нашего Иисуса Христа, Царя Вселенной – венец литургического года – знаменует также завершение Года Веры, объявленного Папой Бенедиктом XVI, к которому мы сейчас мысленно обращаемся с огромной любовью и признательностью за этот подарок, который он нам сделал. Этой провиденциальной инициативой он дал нам возможность вновь открыть для себя красоту того пути веры, который начался в день нашего Крещения, соделавшего нас чадами Божьими и сестрами и братьями в Церкви, – того пути, конечной целью которого является наше полное единение с Богом, и на протяжении которого Святой Дух очищает, поднимает и освящает нас, чтобы мы смогли войти в блаженство, которого жаждет наше сердце.

Хочу также адресовать сердечное и братское приветствие присутствующим здесь Патриархам и Верховным Архиепископам Восточных Католических Церквей. Знак мира, которым я обменяюсь с ними, – это прежде всего знак признательности Епископа Рима этим общинам, которые исповедуют имя Христа с достойной подражания верностью, нередко оплаченной высокой ценой.
Этим жестом, через них, я также хотел бы обнять всех христиан, живущих в Святой Земле, в Сирии и на всём Востоке, чтобы испросить для них дар мира и согласия.

В провозглашенных сегодня библейских чтениях красной нитью проходит тема центральной роли Христа. Христос находится в центре, Христос Сам есть центр. Христос – центр творения, Христос – центр Своего народа, Христос – центр истории.

1. Во втором чтении, взятом из Послания к Колоссянам, апостол Павел предлагает нам глубокое видение центральной роли Иисуса. Он представляет нам Христа как Первенца всего творения: всё сущее было создано в Нем, через Него и для Него. Он есть центр всего сущего, Он есть начало начал. Иисус Христос, Господь: Бог дал Ему полноту, цельность, дабы в Нем всё примирилось (ср. Кол 1,12-20 ). Господь Творения, Господь примирения.
Этот образ помогает нам понять, что Иисус является центром всего творения; и поэтому от истинно верующих – если мы хотим быть ими – требуется признать и принять в свою жизнь центральность Иисуса Христа в наших мыслях, словах и в делах. И таким образом наши мысли станут христианскими мыслями, мыслями Христа. Наши слова станут христианскими словами, словами Христа. И наоборот, когда этот центр теряется, поскольку его заменяют чем-то другим, то это не приносит ничего, кроме вреда, всему окружающему нас и нам самим.

2. Помимо того, что Христос есть центр творения и центр примирения, Он является центром народа Божия. И именно сегодня Он здесь, посреди нас. Сейчас Он здесь, в Слове, и будет здесь, на алтаре, живой, присутствующий среди нас – среди Своего народа. Мы видим это в первом чтении, в котором повествуется о том, как однажды племена Израиля пришли искать Давида и помазали его в царя над Израилем пред Господом (ср. 2 Цар 5,1-3 ). В поисках идеального царя эти люди искали Самого Бога – Бога, Который был бы рядом с ними, Который был бы согласен сопровождать их в пути, Который стал бы их братом.
Христос, потомок царя Давида, является именно «братом», вокруг Которого формируется народ. Он заботится о Своем народе, обо всех нас, даже ценой Своей жизни. В Нем мы все едины: мы являемся единым народом; соединенные с Ним, мы разделяем один путь, одну судьбу. Только в Нем, – как в центре, – мы обретаем свою идентичность как народ.

3. И, наконец, Христос является центром истории всего человечества, а также центром истории каждого человека. Мы можем говорить с Ним о радостях и надеждах, печалях и горестях, из которых соткана наша жизнь. Когда Иисус является центром, даже самые мрачные минуты нашей жизни становятся с Ним светлее, и Он дает нам надежду, как доброму разбойнику в сегодняшнем Евангелии.
В то время как другие кричали Иисусу с презрением: «Если Ты Христос, Царь-Мессия, спаси себя, сойдя с Креста!», этот человек, который ошибался в жизни до самого конца, раскаивается, цепляясь за распятого Иисуса, умоляя Его: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё» (Лк 23,42 ). Иисус обещает ему: «Ныне же будешь со Мною в раю» (ст. 43 ), т.е. в Его Царстве. Иисус произносит только слово прощения, не осуждения; и всякий раз, когда кто-то находит в себе мужество вот так просить прощения, Господь не оставляет тщетной подобную просьбу.

Сегодня все мы можем задуматься и о нашей истории, о нашем пути. Каждый из нас имеет свою историю, точно так же, как каждый из нас имеет свои ошибки, свои грехи, свои счастливые минуты и мрачные моменты. Будет полезным сегодня подумать о нашей истории и, глядя на Иисуса, повторять – каждому, в молчании, много раз: «Помяни меня, Господи, теперь, когда Ты находишься в Царствии Твоем! Иисус, помни обо мне, потому что я хочу стать хорошим, я хочу стать хорошей, но у меня нет сил, я не могу: я грешник, я грешница! Но помни обо мне, Иисусе: Ты это можешь, потому что Ты – в центре всего, Ты – в Твоем Царствии!» Как это прекрасно! Сделаем это сегодня, каждый в своем сердце, много раз. «Помни обо мне, Господи, Ты, Который в центре всего, Ты, Который в Царствии Своем!».
Обещание Иисуса доброму разбойнику дарит нам великую надежду: она говорит нам, что Божья благодать всегда больше, чем молитва, в которой просят о ней. Господь всегда дает больше, чем у Него просят, Он очень щедрый: Его просишь о том, чтобы Он вспомнил о тебе, а Он ведет тебя в Свое Царствие! Так пойдем же все вместе по этому пути!

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна