Проповедь Папы Франциска на торжество Пятидесятницы 19 мая 2013 г.

Дорогие братья и сестры!
В этот день мы созерцаем и вновь литургически переживаем излияние Святого Духа, излитого Воскресшим Христом на Свою Церковь; это событие благодати, наполнившей Иерусалимскую Горницу, чтобы затем распространиться по всему миру.

Но что произошло в этот столь далекий, и всё же столь близкий нам день? Что затрагивает нас до глубины сердца? Св. Лука предлагает нам ответ в прозвучавшем отрывке из книги Деяний Апостолов (2,1-11). Евангелист приводит нас в Иерусалим, в горницу дома, в котором собрались апостолы. Первое, что привлекает наше внимание, – это шум, внезапно раздавшийся с неба, «как бы от несущегося сильного ветра» и наполнивший дом; затем «разделяющиеся языки, как бы огненные», почившие на каждом из апостолов. Шум и огненные языки являются точными и конкретными знаками, которые затрагивают апостолов не только внешне, но и внутренне: они касаются их ума и сердца. В итоге все они «исполнились Духа Святого», высвободившего Свой непреодолимый динамизм, с поразительными результатами: «И начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
Нашему взору открывается совершенно неожиданная картина: собирается огромная толпа, и люди приходят в смятение, потому что каждый слышит, как апостолы говорят на его языке. Все переживают новый, беспрецедентный опыт: «Мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились». И о чем они говорят? «О великих делах Божиих».
В свете этого отрывка из Деяний мне бы хотелось поразмышлять о трех словах, выражающих действие Духа: новизна, гармония, миссия.

Мы всегда немного боимся новизны, потому что чувствуем себя более уверенными, если держим всё под контролем, если это мы строим, планируем, проектируем свою жизнь согласно своим схемам, убеждениям, вкусам. То же самое происходит у нас в отношениях с Богом. Зачастую мы следуем за Ним, принимаем Его, но до определенного момента; нам трудно полностью довериться Ему, предоставив Святому Духу вдохновлять, направлять нашу жизнь во всех наших решениях; мы боимся, что Бог заставит нас идти новыми путями, выйти из зачастую ограниченного, закрытого, эгоистичного горизонта, чтобы открыться Его горизонтам.
Но на протяжении всей истории спасения, когда Бог являет Себя, Он приносит с Собой новизну: Бог всегда приносит новизну! Он изменяет нас и просит полностью Ему довериться: Ной строит ковчег, осмеянный всеми, и спасается; Авраам оставляет свою землю, имея при себе всего лишь обетование; Моисей конфронтирует с могуществом фараона и ведет народ к свободе; апостолы, пугливо закрывшиеся в горнице, смело выходят из нее, чтобы проповедовать Евангелие. Это – не новизна ради новизны или поиск чего-то нового ради преодоления скуки, как это часто бывает в наше время. Новизна, которую Бог привносит в нашу жизнь, – это то, что позволяет нам действительно реализоваться, то, что дает нам истинную радость, истинное спокойствие, потому что Бог нас любит и желает нам только блага.
Спросим себя сегодня: открыты ли мы «сюрпризам Бога»? Или мы в страхе закрываемся от новизны Святого Духа? Имеем ли мы смелость вступить на новые пути, которые предлагает нам Бог, или защищаем себя, забаррикадировавшись в обветшалых структурах, потерявших способность воспринимать что-то новое? Нам не мешало бы обдумывать эти вопросы на протяжении всего дня.

Вторая мысль: Святой Дух, казалось бы, создает беспорядок в Церкви, потому что привносит многообразие харизм, даров; но всё это под Его воздействием, напротив, становится великим богатством, потому что Дух Святой есть Дух единства, которое не означает единообразия, но возвращает всё к согласию. Святой Дух рождает согласие в Церкви. Одним из Отцов Церкви были сказаны слова, которые мне очень нравятся: «Святой Дух ipse harmonia est». Он есть само согласие. Только Он может порождать различия, плюрализм, многообразие и, одновременно, производить единство. Опять же, когда мы сами стремимся утвердить разнообразие и замыкаемся в том, что отличает нас от других, в своей исключительности, то происходит разделение; а когда мы пытаемся воссоздать единство согласно нашим человеческим представлениям, то, в конечном итоге, производим однообразие, подгоняем всё под единый стандарт. Если же, напротив, мы позволяем руководить собой Духу, то богатство, разнообразие, различие никогда не становятся причиной конфликта, и это потому, что Он побуждает нас жить разнообразием в общении Церкви.
Совместное странствие в Церкви под водительством пастырей, которые обладают особой харизмой и миссией, является знаком действия Святого Духа; церковность является главным качеством, которое должно отличать каждого христианина, каждое движение. Именно Церковь несет нам Христа и приводит нас ко Христу; параллельные пути очень опасны! Всякий, отвергающий учение Церкви и церковную общину, – говорит апостол Иоанн во Втором Послании, – всякий преступающий (proagon) и не пребывающий в них, не имеет Бога и Христа (ср. 2 Ин 9). Поэтому спросим себя: открыт ли я гармонии Святого Духа, преодолевающей всякую исключительность? Позволяю ли я Ему руководить мной, пребывая в Церкви и живя вместе с Церковью?

Последний пункт. Древние богословы говорили: душа – это своего рода парусная лодка, а Святой Дух – ветер, дующий в паруса, чтобы заставить ее двигаться вперед.
Импульсы и побуждения ветра являются дарами Духа. Без Его толчка, без Его благодати мы не продвигаемся вперед. Святой Дух позволяет нам погрузиться в тайну живого Бога и спасает от опасности стать гностической Церковью – Церковью «избранных просветленных» – или Церковью самодостаточной, замкнувшейся в своей ограде. Он побуждает нас открыть двери, чтобы выйти, чтобы возвещать и свидетельствовать благую весть Евангелия, чтобы делиться с людьми радостью веры, радостью встречи с Иисусом. Святой Дух есть душа миссии.
Событие, имевшее место в Иерусалиме две тысячи лет назад, вовсе не далеко отстоит от нас: это факт, касающийся нас, становящийся живым опытом для каждого из нас. Иерусалимской Горницы – это инициатива, которая продолжается и поныне. Святой Дух – это дар Воскресшего Христа главным образом Своим апостолам, но Он желает, чтобы этот дар достиг всех. Иисус, как мы слышали в Евангелии, говорит: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин 14,16). Дух Параклит, «Утешитель», дает нам мужество, чтобы шествовать по путям мира, возвещая Евангелие! Святой Дух дает нам остроту зрения и побуждает идти на периферии общества, чтобы возвещать там жизнь Иисуса Христа.
Спросим самих себя: склонны ли мы замыкаться в себе, в своем привычном кругу, или позволяем Святому Духу побудить нас к миссии. Вспомним сегодня эти три слова: новизна, согласие, миссия.

Сегодняшняя литургия – это великая молитва, которую Церковь вместе с Иисусом возносит к Отцу, дабы Он вновь излил Святого Духа. Каждый из нас, каждая группа, каждое движение, да обратится к Отцу в согласии Церкви, дабы испросить этот дар. И сегодня, как во время своего зарождения, Церковь вместе с Марией вопиёт: «Veni Sancte Spiritus! – Приди, Дух Святой, наполни сердца верных Твоих и зажги в них огонь Твоей любви!». Аминь.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна