После Пасхи…

Событие Пасхи – Распятие и Воскресение – одно единое целое, грани одной и той же реальности. И в этом событии первые христиане совершенно справедливо увидели шанс совершенно новых отношений между Богом и человеком. Благодаря Распятию и Воскресению Иисуса Христа, всё человечество вместе со своей историей оказалось в совершенно ином, чем прежде положении по отношению к Богу – Отцу и Сыну – и Их Царству.
В человечестве Распятого и Воскресшего Иисуса Бог отныне и навсегда остается Присутствующим-для-нас – «Богом с нами». Тех, кто захочет ответить на Его призыв, Он введет в реальность Своего Царства, в непосредственную близость с Собой. Это вхождение осществляется силой Святого Духа. Опыт схождения Духа, жизни в Духе стал непосредственным и самым первым по времени плодом Христовой Пасхи.

Святой Дух

Опыт духа Божия был уделом Израиля ещё в Ветхозаветные времена. Дух Бога – это та сила, благодаря которой присутствие Божие становится видимым и ощутимым. Бог сотворил мир не только Своим словом, но и духом уст Своих (Пс 33,6) .
Дух Божий сходил на пророков Израиля, благодаря чему в их сознании рождалось слово, которое они затем возвещали народу (ср. 2 Петр 1,21) . Дух руководил и процессом записи Богооткровенного слова для последующих поколений, именно таким образом на свет появились Священные Писания (ср. 2 Тим 3,16) .
Книга Судей описывает, как вожди древнего Израиля в силе духа совершали подвиги ради освобождения избранного народа от чужеземного порабощения. Наконец, Дух от Бога должен был наполнить ожидаемого Мессию и весь народ в последние времена. «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего», – читаем мы в Книге пророка Иоиля (Иоил 2, 28-29).
Современники Иисуса видели в Нём Пророка, то есть человека духа. Сам Иисус связывал Свои исцеления и изгнания бесов с силой присутствующего в Нём духа. По глубокому убеждению первых учеников, как зачатие Иисуса во чреве Марии, так и Его Воскресение было делом Божия Духа. И всё же, полнота Откровения Бога в Духе – это именно плод Пасхи. Как раз об этом свидетельствуют евангелист Иоанн и Деяния Святых Апостолов.
Обратимся к употреблению слова «дух» в нашей обыденной речи. Словарь русского языка, в числе прочих, даёт следующие значения:
1. Психические способности, мироощущение, сознание, мышление. Например: В здоровом теле здоровый дух. Болен дух. Свободный дух. Дух, погружённый во что-либо.
2. Внутреннее состояние, моральная сила человека или коллектива. Например: Дух войска. Подъём духа. Упадок духа. Бодрость духа.
3. Основное направление, характерные свойства, сущность чего-либо. Например: Дух эпохи. Дух времени. Дух народа.
4. Какое-либо начало, определяющее поведение, образ мыслей и т.д. Например: Кастовый дух. Воинственный дух. Дух ответственной дисциплины. Дух освобождения.
Все эти значения присутствуют и в новозаветном термине «дух». Дух Святой, излившийся на учеников после Воскресения, это общий дух Отца и Сына, а, следовательно, общее для Них сознание, мышление, самоощущение, то, что выражает Их сокровенную внутреннюю сущность.
Апостол Павел говорит: «Дух всё проницает, и глубины Божии… Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор 2, 10-11). И вот, этот общий Отцу и Сыну Дух стал достоянием человека. Благодаря Его действию ученики смогли отождествить Распятого Иисуса с Воскресшим Христом и от всего сердца исповедать Его Господом, безраздельным Господином своей жизни: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12, 3).
Действующий в учениках Святой Дух стал новым началом их жизни, а потому рождённый от Духа является новым творением (ср. 2 Кор 5,17; Гал 6,15). Отныне он «имеет ум Христов» (1 Кор 2,16), иначе говоря, способен воспринимать Бога, мир, людей и события так, как воспринимал их Христос. Он вступил с Богом в отношения сыновства – те отношения, которые были возвещены Иисусом в Его проповеди (Рим 8,15-16).
Вся жизнь во Христе отныне должна стать плодом принятого Духа. Апостол Павел перечисляет её конкретные проявления: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5,22). Тот, кто живёт по Духу, уже не нуждается во внешней диктатуре заповедей и моралистических предписаний (Гал 5,23-24), а потому плод Духа – жизнь вечная (Гал 6,8), жизнь в свободе и любви (Гал 5,1-6.13-14).
В Духе Отца и Сына спасительное для нас событие Иисуса становится нашим внутренним достоянием; не только извне проповеданным авторитетным учением, но и качеством самой нашей личности. «Вы не по плоти живёте [т.е. не так, как живут люди, не знающие Бога, или имеющие о Нём искажённые представления], а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8, 9).
Притом Дух Святой не только наполняет сердца отдельных учеников. Отныне Он становится духом общины верующих, вдохновляя свидетельство, направляя миссию, помогая принимать важные для жизни Церкви решения.
Подводя итог, можно утверждать следующее: если суть Откровения Бога во Христе – это новые отношения Бога и человека, то по-настоящему реальными, исполненными жизненной силы они становятся именно в Духе.
Однако вдохновляемая тем же Духом богословская мысль первых христиан идёт дальше. Оказывается, Дух Святой – не просто посылаемая Богом сила, но и Божественная Личность, незримо присутствующая в мире и в человеческом сердце, только Ей ведомыми путями приводящая людей к Сыну и Отцу.
В четырёх отрывках из Евангелия от Иоанна (Ин 14, 15-17. 26; 15, 26; 16, 8-11. 12-15) Дух Святой назван «другим Ходатаем» или «Утешителем» («Первым», безусловно, является Сам Иисус Христос), т.е. ещё одним Божественным Лицом, существующим наряду с Отцом и Сыном и отличающимся от Них. Именно Он продолжит на земле миссию Иисуса Христа, обличая мир о грехе, и о правде и о суде, свидетельствуя о Христе, наставляя учеников на всякую истину.
Дело Отца и Сына теперь неразрывно связано с Его действием, а Бог окончательно открывает человеку Свой предвечный образ: единство Трёх Лиц в отношениях (общении) Любви. Но прежде, чем прикоснуться к этой тайне Откровения Бога, мы ещё раз обратимся к новозаветному образу Иисуса и рассмотрим ещё одну грань свидетельства о Нём.

Вечный союз Отца и Сына

На Кресте и в Воскресении, в Вознесении и Сошествии Духа Бог открывает не только, Кем Он есть, Кем Он является для человека, но и то, Кто Он Сам по Себе, в вечности, предшествовавшей сотворению мира. Иначе говоря, он открывает Свою сокровенную Сущность.
Вопрос «Кто же Этот?», столь волновавший современников Иисуса при Его земной жизни, с новой силой был поставлен в христианской общине после Его славного Воскресения. Кто же Этот, Заявлявший ещё при жизни о Своём единстве с Отцом и Прославленный, Превознесённый Им после Своей смерти? Кто же Этот, хотя незримо, но реально Присутствующий в общине Своих учеников и всех, кто поверил слову их проповеди? Кто же Этот, и после Своего расставания с земной жизнью Продолжающий творить чудеса и привлекать к Себе всё новых последователей? В среде первых учеников постепенно оформился ответ на этот вопрос. Соответствующее свидетельство мы найдём в новозаветных текстах.
Из факта присутствия Бога в жизни Иисуса следует Его – единственная в своём роде – связь с Божиим бытием, сущностью и священно-историческим спасительным действием. Иисус в Своём лице – это Имя Бога в Истории Спасения, окончательное дарование Себя Богом для всех людей. Под небом нетдругого имени, в котором присутствовало бы Спасение Божие и Его Царство (Деян 4, 12). Иисус – «виновник Спасения вечного» (Евр 5, 9), «истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин 5, 20). Он – нечто неизмеримо большее, нежели Спасение, даруемое ветхозаветным Законом, Храмом и ветхозаветными посредниками Божия владычества: Моисеем, царями и пророками.
Из абсолютной тождественности Отца и Сына в мысли, слове и действии первые христиане очень быстро пришли к заключению об Их извечном единстве в самом бытии. Согласно этой точке зрения, отношение Отец – Сын не могло возникнуть однажды во времени, как нечто случайное. Напротив, это отношение принадлежит самой сущности Бога и её характеризует. Оно не возникает в некий момент Священной Истории на земле, скажем, в момент зачатия Иисуса, Его рождества или крещения в Иордане. Напротив, Откровение Иисуса из Назарета как Сына Божия в Зачатии, Рождестве или Крещении, а также в Его проповеди и делах, в Его славном Воскресении выражает собой то, Кем Бог есть Сам по Себе – в вечности, на небесах.
Эту истину евангелист Иоанн выразил, применяя к Сыну понятие Слова Божия, ставшего плотью. Прочитаем внимательно текст из Евангелия от Иоанна: Ин 1, 1-3.
«1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».

Греческое понятие Логос (в русском переводе – «Слово») в эллинистической философской традиции того времени означало универсальный космический разум вселенной, руководящий всеми происходящими в ней событиями. Однако, по мнению большинства библеистов, Иоанн вдохновлялся вовсе не представлениями, заимствованными из греческой философии, но традицией Ветхого Завета, где слово Божие (еврейское «дабар Яхве») было неотделимо от Самого Бога, и выражало Его творческое деяние и интерпретирующее его пояснение.
Так, словом Божиим были сотворены «небо и земля», т.е. всё существующее. В слове Бог открывал Себя Самого пророкам. Тем же словом должны были быть сотворены «новые небо и земля», т.е. реальность Царства и Спасения. Согласно же Новому Завету, сокровенным звучанием этого творящего Божьего Слова было «Сын Божий Иисус». Руководствуясь Им, Бог-Отец призвал весь мир от небытия к бытию, «ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – всё Им и для Него создано» (Кол 1, 16).
Вся веселенная, начиная от мельчайших частиц, и заканчивая великими цивилизациями, по замыслу Бога христоцентрична: возникла ради Иисуса, через Иисуса и в Иисусе! Призвание Израиля, его история, предсказанное ему будущее, – всё это также имело в виду полное Откровение Слова-Иисуса и совершалось тем же Словом.
Будущее Царство Божие, явленное в силе, будет ничем иным, как полным изъявлением Слова по имени Иисус. Наконец, в вечности, прежде бытия мира, Бог истолковывал Себя, выражал и понимал Себя в Слове, обращённом в этом случае к Богу, к Себе Самому. И вот, Божие Слово, Которое было у Бога, и было Бог, стало плотью и обитало с нами, Оно стало человеком среди прочих людей, не переставая при этом быть Богом!
В какой-то мере уже в Ветхом Завете пророк, как посредник Откровения Божия, включался в этот процесс всем своим существом, самой своей жизнью. И всё же, пророки, безусловно, отличали свои слова и мысли от Слов и Мыслей Бога, а своё «я» – от того Божественного провозвестия, которое им было поручено возвещать.
Абсолютной же новизной Откровения, данного во Христе, является как раз тождество принадлежащего Божественной сущности, предвечного Слова и Его конкретного исторического воплощения – человека Иисуса из Назарета. И потому через Этого Человека, – ставшее плотью Слово, – пришли в мир Путь, Истина и Жизнь вечная, а Иисус из Назарета – это Предвечное Откровение Предвечного Бога (не только в Своём учении, но, прежде всего – в Своём Лице!).
По выражению одного современного богослова, Иисус есть окончательное и полное толкование Бога. Иисус – это Предвечный Сын Отца – Бог-Сын, живший в истории, во времени, как Человек – Плотник и Пророк из Назарета; Мессия из рода Давида, посланный Израилю; Отрок Господень, пришедший ко всему человечеству.
Если Иисус Христос – Сын Божий и Сын Человеческий – есть Слово Божие, в полноте выражающее Бога, то поклонение Богу, служение Ему в незнании Этого Слова, помимо Слова, в противодействии Слову, не в духе Слова (т.е. не в духе Евангелия) есть поклонение и служение ложному богу, а не Богу Истинному.
Во время Тайной Вечери апостол Филипп попросил Иисуса: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин 14,8-11). Может быть, и нам следует присоединиться к просьбе апостола? Знаю ли я Того Бога, Которого показывает нам Иисус, или черпаю знания о Нём из каких-то других источников? Что нового в мои представления о Боге внесли размышления о жизни и проповеди Иисуса, о событиях Его Смерти и Воскресения?
Если у нас сложились ложные представления о Боге, то ложными будут и наши религиозные переживания, дела благочестия, подвиги веры. Если мы так и не познали сострадающего, заботливого, любящего, милосердного Бога, значит, наш удел – оставаться в плену бога ложного. Достаточно лишь поверхностного анализа наших отношений с Богом, чтобы убедиться, сколько в них страха, неуверенности, недоверия. Даже молясь Господу, мы в глубине души опасаемся, что Он откажет нам в наших сокровенных желаниях, жёстоко с нами обойдётся, отнимет у нас то, что так дорого нашему сердцу. Эти чувства показывают, насколько искажён тот образ Бога, который мы носим в себе, с которым живём, о котором свидетельствуем окружающим…
Иисус освобождает нас от подобных искажений и являет нам подлинный лик Отца: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?». Этот упрёк адресован и каждому из нас: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Антон (Егор, Анна)? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?»
Что мне ответить Иисусу? Верю ли я, что Иисус и Отец – одно? Верю ли я, что Лик Христов, отражённый в Евангелиях – это Лик Бога, что дела, слова Христа – это дела и слова Бога? Иисус обращается к Филиппу по имени, подчёркивая, что они – давние знакомцы. Почему же Филипп, живя несколько лет бок о бок с Учителем, так и не понял Его? А как обстоит дело со мной?
Зачем я хожу в церковь, приступаю к таинствам, произношу молитвы? Может быть, просто по привычке? Или по обязанности, которая, по правде сказать, изрядно надоела? Свидетельствуют ли мои мысли, сама жизнь о том, что я видел Отца? И что я могу сделать для того, чтобы увидеть Бога Истинного, а не Его ложный, сложившийся под воздействием обстоятельств образ?
Истинный Бог освобождает, ложный запугивает и обращает в рабство. Истинный Бог любит, относится к каждому из неповторимых человеческих «я» с трепетным вниманием, а бог ложный предпочитает иметь дело с большими коллективами, массами, где отдельный индивид – не более чем ничтожная песчинка.
Истинный Бог поддерживает и утешает, хотя и не обходит молчанием наших пороков и недостатков. А бог ложный ведёт себя как надзиратель, постоянно грозит наказанием, требует от нас дел благочестия, и притом оставляет нас одних в трудную минуту потому лишь, что мы недостойны его.
Истинный Бог дарит нам Своё расположение абсолютно бескорыстно, а ложный предлагает его заслужить. Однако какой бы ни была сумма наших заслуг, она неизменно оказывается недостаточной. Истинный Бог никому Себя не навязывает, а терпеливо дожидается обращения блудных сынов. Бог ложный удерживает подле себя страхом. Когда страх проходит, от такого бога просто отказываются. Очень трудно сделать хоть что-то хорошее, поклоняясь ложному богу – богу навязанных нам запретов, страхов и обязанностей.
Иисус Христос, Слово Божие, избавляет нас от тирании ложного бога. Потому нам постоянно следует повторять вслед за Филиппом: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас». И Господь непременно покажет, если мы и в самом деле хотим увидеть.
Видевший Христа видел Отца… Однако полнота Откровения Бога во Христе касается не только Двух. Появляется ещё одно Лицо – Святой Дух, переживание близости Которого стало непосредственным результатом Пасхального события. Таким образом, Бог, в Которого веруют христиане – это Единство Трёх, Святая Троица.

Святая Троица

Учению о Святой Троице посвящено множество глубокомысленных богословских трактатов, однако, несмотря на это, оно остаётся непостижимым для нашего слабого разума, и безмерно таинственным. По точному замечанию святого Августина, попытка до конца постичь тайну Троичности Бога – сродни попытке вычерпать пригоршнями воду из океана. Но мы всё же решимся прикоснуться к этой Великой Тайне, а начнём с определения, данного Богу святым апостолом Иоанном: Бог есть Любовь (1 Ин 4, 16).
Слово «любовь» в нашей речи имеет целый ряд очень разных значений. Можно любить родину. Можно любить мужа, жену, своих детей или вообще детей… Можно любить искусство, свою работу… Можно любить мороженое. Можно любить определённую погоду или время года.
В наиболее высоком и непосредственном смысле любовь – это акт личности, в котором она выражает себя полностью и без остатка, обнаруживая свои подлинные и очень глубокие сердечные склонности, намерения, мотивации… Но здесь необходимо сделать важное уточнение.
Очень часто земная любовь связана с чувством вожделения, страстным влечением к своему предмету, которым она, во что бы то ни стало, стремится обладать. В греческом языке для такого рода любви было специальное слово – эрос. Подобный характер имеет чувство, возникающее между лицами противоположного пола. Однако эротичным может быть и желание обладать вещами, и наслаждение искусством, и стремление к знанию, как это было у древнегреческого философа Платона.
В том же греческом языке есть и иные слова, которые переводятся на русский язык как «любовь». Например, слово филиа, означающее дружбу, основанную на глубокой взаимной склонности, приязни. Или слово агапе – любовь-сочувствие, любовь-сострадание; любовь, умеющая воздать должное своему партнёру. Здесь на первый план выступает иное качество любви – умение дарить себя тому, кого любишь; дарить абсолютно бескорыстно, забывая собственное «я» ради любимого «ты». В этом случае любовь получает ровно столько, сколько она дарит.
Такая любовь возможна не между биологическими субъектами, находящимися во власти инстинктов и вожделений, но между личностями – разумными и свободными существами, между «Я» и «Ты». Можно утверждать, что сама личность проявляется и существует лишь в общении с другими личностями, в непрерывном обмене с ними, в ритме дарения и получения, короче говоря общении любви.
Конечно же, для человека подобные отношения остаются неким не до конца реализованным идеалом. Само человеческое общежитие, помимо всего прочего, является ещё и выражением людской ограниченности и нужды друг в друге. Люди обречены друг на друга. Никто из нас не самодостаточен. Кроме того, ни в ком из человеческих индивидов полнота человеческих возможностей – сущность бытия-человеком – не реализуется вполне.
Каждый из нас ограничен обстоятельствами времени и места, набором данных ему талантов и способностей, своим социальным статусом, отношением к нему иных людей… По этой причине человеческая любовь всегда в той или иной мере эротична, она стремится к чему-то, чего сама по себе лишена. И никакая человеческая личность не идентична себе самой, не обладает полнотой самоосуществления, а лишь желает её достичь.
Согласно же свидетельству Писаний, Бог есть Существо совершенное. Он не имеет неудовлетворённых потребностей. Он – абсолютное Единство, бытие-у-Себя, Он в полной мере владеет Самим Собой и является самодостаточной Личностью. По этой причине Его Любовь есть исключительно Дар, Дар как таковой. По той же причине о Нём нельзя мыслить как о Личности одинокой. Между тем, именно так представляли Бога в исторических формах монотеизма, существовавших до Христа. Позднее ученые-религиоведы назвали эти формы единобожия унитарными.
Согласно учению знаменитого древнегреческого философа Аристотеля, Бог – это всесовершенный Разум, мыслящий и любящий исключительно Себя Самого. В этом – Его счастье и блаженство. О существовании человека этот Бог, по-видимому, даже не знает, поскольку человек – слишком мелкий, недостойный предмет для столь возвышенного Ума. Так и человек едва ли задумывается о жизни муравьёв, и, тем более, о судьбе какого-то конкретного муравья. В данном случае Божия любовь сродни нарциссизму, абсолютной эгоистической самовлюблённости (по имени героя древнегреческих мифов – юноши Нарцисса, влюбившегося в собственное отражение) . Ясно, что от такого Бога человеку не следует ожидать помощи. Бессмысленна молитва, нет надежды на понимание. Остаётся лишь подчиниться раз и навсегда установленному порядку…
С другой стороны, в нехристианских монотеистических религиях Бог – это абсолютный деспот по отношению к сотворённому миру, существо, вызывающее ужас, повергающее в трепет… Можно попытаться Его умилостивить, но велик соблазн принять другое решение – просто держаться от Него подальше.
Вместе с тем, как это ни парадоксально, в этом случае Бог оказывается зависимым от мира, как зависим (хотя и в негативном смысле) тиран от массы своих раболепных подданных. В неизбывном одиночестве, на которое обречён такой Бог, Он, словно бы для развлечения, творит мир. Господство над миром избавляет Его от божественной скуки, но не от одиночества. Ведь ни одно из Его творений не может и мечтать стать вровень с Ним!
Итак, в каждом из приведённых выше случаев провозглашаемое абсолютное совершенство Бога на деле оборачивается Его абсолютным несовершенством.
Но вот, во Христе открывается совершенно иной Бог. Он независим от мира и человека. В Своей сущности Он – Любовь. Любовь не эротическая, происходящая от недостатка, но дарующая, проистекающая от изобилия. Но, как мы уже выяснили, любовь есть отношение личностей, а потому в Самом Боге есть разные Лица, есть отношения. Само Единство Бога возникает из отношений и через отношения.
Нельзя мыслить о Боге помимо Его Лиц и связывающих их отношений. Из Откровения мы знаем имена этих Лиц: Отец, Сын, Святой Дух. Сущность же связывающих их отношений – Любовь. Согласно определению одного выдающегося современного теолога, христианство есть конкретный монотеизм, в отличие от монотеизма унитарного.
Подобный образ Бога не мог возникнуть в ходе философских изысканий или как следствие естественного человеческого опыта. Он – целиком и полностью плод Откровения, явленного миру во Христе: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1, 18; ср. также Ин 6, 46).
В земной истории Иисуса из Назарета любовь Отца и Сына проявилась в событии Креста и Воскресения. По мнению многих современных богословов, эти символы выражают динамику предвечной Любви Божественных Лиц. Отец полностью, до конца отдаёт Себя Сыну. Он не утаивает, не оставляет в Своём распоряжении ничего. Но и Сын в полноте самоотвержения отдаёт Себя Отцу. Ибо Крест – не только земное событие: символически он водружён и на небесах.
Притом тайна Божия Единства не исчерпывается отношениями Двух. В таком случае мы имели бы дело с формой своеобразного эгоизма вдвоём. Одним из земных аналогов такого эгоизма может стать любовь супругов, сосредоточенных лишь друг на друге, отгородившихся от прочих людей. Свою полноту супружеская любовь обретает в совместном служении Богу и ближним, в первую очередь – своим родным и приёмным детям, а также всем тем, кто нуждается в их помощи и поддержке.
Из Откровения, возвещённого Сыном, нам известно, что в Боге есть ещё одно Лицо – Святой Дух: Сам Дар, Сама Жизнь, Сама Любовь. Именно в Святом Духе любовь Отца и Сына становится открытой вовне. Она способна объять всё множество сотворённых существ как раз по побуждениям любви, а не от скуки и не для доказательства собственного могущества, и, прежде всего, человека – разумное создание, столь нуждающееся в любви. Отец, Сын, Святой Дух в отношениях всеобъемлющей и открытой вовне Любви – вот полное, окончательное Откровение Единого Бога!
В Святом Духе Сын стал человеком – одним из нас. В Святом Духе Он взошёл на Голгофу. В Святом Духе Он воскрес, включив всех людей и всё, что им присуще (в том числе, грех, страдание, смерть, побеждённые в событии Пасхи, а значит – преодолённые в отношениях Бога и человека), в вечные отношения Отца и Сына.
Святой Дух, как Божественное Лицо, действует в человеческой душе изнутри. Если Отец и Сын предстоят нам, так что мы обращаемся к Ним в молитве, стремимся прийти или приблизиться к Ним, то Дух Святой – уже с нами. Это Он ведёт нас к Отцу и Сыну, это в Нём мы молимся, размышляем и творим добрые дела. По самой Своей природе Святой Дух притягивается к Отцу и Сыну притяжением Любви и увлекает за Собой тех людей, которых Он Собой наполняет. А Отец и Сын с любовью взирают на Своё Третье Лицо и на верующих, в Которых Дух живёт, как в храме. И, благодаря этому, происходит ещё одно величайшее событие: рождение нового человека, сотворённого не по образу Адама, а по образу Христа – Человека, достойного данного ему Откровения Бога-Любви.

В. Дегтярев
О. Овчинникова

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна