Кардинал Вальтер Каспер: 12 тезисов о милосердии
С 9 по 12 сентября 2015 года в монастыре Бозе (Ломбардия, Италия) проходил XXIII Международный Экуменический Конгресс православной духовности. В числе особых гостей на нём выступил кардинал Вальтер Каспер, почетный глава Папского совета по содействию единства христиан, с докладом на тему «Христианское прощение и воссоединение Церквей». Мы выбрали из его доклада ключевые тезисы, касающиеся милосердия.
1. Нет никого, кто не хотел бы жить в справедливом мире. Нет никого, кто не нуждался бы в прощении и в милосердии — со стороны Бога и со стороны своих ближних. [Но в сегодняшнем обществе многие считают, что греха, якобы, не существует]. А если не существует греха, то якобы нет и потребности в прощении и в искуплении. Зерно христианского послания часто падает на каменистую и засушливую почву – чтобы не сказать, что оно падает просто в пустоту.
2. [Сегодня чаще говорят о справедливости]. По классическому философскому определению справедливость – это добродетель, которая отдает всякому то, что ему полагается. Но библейское понимание справедливости – другое. В Ветхом Завете праведный – это тот, кто соблюдает закон завета и является послушным воле Божьей. Вера вменяется в праведность. Справедливость – это не просто правильный порядок вещей и порядок мира. Она заключается в отношениях веры с Богом, она заключается в солидарности и уважении к ближним, она заключается в ответственном отношении к творении.
3. Иисус дважды цитирует пророка Осию: «милости хочу, а не жертвы». Любовь важнее жертв и всесожжений. Эти слова – конец долгой эпохи, когда религиозность была в ритуале, в правиле, когда она была внешней. Впрочем, и в христианскую эпоху такая религиозность, к сожалению, сохраняется. Но эти слова Иисуса – начало «интериоризации» религии, [когда внутреннее, то, что в сердце, важнее формального соблюдения правила].
4. Вспомним одно из прозрений Мартина Лютера, с которым сегодня согласны все. Справедливость – не дело рук человеческих и не наша заслуга. Справедливость дается даром. Только когда Он оправдывает нас, только когда Он отпускает нам грехи, вместо осуждения на смерть может прийти жизнь.Прощение – это не либеральная толерантная щедрость, когда прощающий не принимает грех всерьез; напротив, прощение – это вопрос жизни и смерти.
5. Прощение – это не просто возвращение к тому порядку, что был прежде. Это не только воздаяние. Прощение – это путь к новому порядку. Это – обновление, которое Господь осуществляет своими спасительными действиями в истории. [Ответы человека на действия Бога – тоже часть истории прощения и спасения.] Прощение – это не только освобождение от прошлого. Это также – приготовление нового будущего мира, в котором будет обитать праведность.
6. Почему Бог не выполняет свою угрозу, в соответствие с которой грешник умрет? Почему Бог успокаивает Свой праведный гнев против греха? Разве не было бы справедливым, чтобы Бог воздал хорошим и наказал грешников? Как совмещаются Его прощение и справедливость? [Ответ – в слове «милосердие»]. Наше представление о справедливости не учитывает Его милосердия. Господь абсолютно свободен. Он не подчиняется нашим представлениям о справедливости. [Иеремия объясняет это так:] «любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение». Вот она, тайна Его любви.
7. Бог не безразличен. Он в прямом смысле слова «сострадателен» — страдает вместе со своим народом. Он не безразличен и активно противостоит злу. Он побеждает зло добром, смерть — жизнью. Прощение – это не только замена зла. Это – преодоление зла. Бог не выплачивает компенсации – Он создает новый порядок.
8. [Вспомните притчу о блудном сыне]. Милосердие отца не нарушает справедливости; у старшего сына ничего не отобрано. Но его отношение к блудному сыну превышает все человеческие представления о справедливости, превышает все ожидания. Милосердие Божие, если его мерить нашими мерками, это – бесконечно большая любовь. И сравнить это чудо можно только с чудом воскресения к новой жизни. Неслучайно отец в притче говорит: «брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». О том же говорит и Павел в послании к Ефесянам: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены».
9. [Вспомните также притчу о добром самаритянине]. На первый взгляд слово «сострадание» как будто намекает, что милосердие – это лишь из сферы эмоционального. Но притча показывает, что милосердие – это активное действие, активный ответ на нужды другого человека. Милосердие не только открывает сердце – оно также приводит в действие наши руки и ноги и движет нас вперед, навстречу другому. Справедливость – это минимум, который мы должны воздать другому. А милосердие – максимум.
10. Библия – это не учебник богословия и не производитель готовых ответов на вопросы. Она побуждает нас думать, размышлять и действовать. Церковь же всегда нуждается в реформировании и обновлении. В том числе – в обновлении богословском. К сожалению, латинская традиция осталась в плену идеи искупления как воздаяния. Идея же милосердии была маргинализирована. В моральном богословии превалировал легализм, в пастырской практике – весть о строгом карающем Боге. [Последствия мы видим до сих пор.] На самом же деле милосердие – это самооткровение Бога по преимуществу. И это – сумма христианских добродетелей.
11. Папа Франциск в центр своего понтификата ставит именно милосердие. С одной стороны – это прорыв, для многих — почти провокация. Но в то же время это восстановление библейской традиции и это – подлинная христианская набожность. Этот прорыв Франциска готовился его предшественниками. Папой Иоанном XXIII, который открыл Второй ватиканский собор словами о том, что сегодня Церковь предпочитает не оружие суровости, а лекарство милосердия. Папой Павлом VI, который сказал, что духовность Второго ватиканского собора – это духовность Доброго самаритянина.
12. Милосердие требует от нас и нового экуменического импульса. Одной из причин [разрыва 1054 года] была нехватка понимания и любви друг к другу.Наше разделение – это рана на теле Христа. Исцелить эту рану может только лекарство прощения и милосердия. Сегодня мы — свидетели преследования христиан, свидетели исчезновения христианства в странах древнейшей традиции. Христиан преследуют безотносительно того, из какой они конфессии. Пусть Год милосердия откроет новую экуменическую эпоху милосердия. Да сможем мы оставить в прошлом наши ошибки, грехи и раны. Да сможем мы с милосердием открыться обновленному порыву и новому, общему будущему.
Источник (ит.): www.monasterodibose.it
Перевод: Сергей Гуркин (рускатолик.рф)