К 600-летию со дня завершения Констанцского собора

К 600-летию со дня завершения Констанцского собора

В этом году отмечается 600-я годовщина со дня завершения Констанцского собора, считающегося в Западной Церкви XVI Вселенским и проходившего с 1414 по 1418 год в городе Констанце на территории «Священной Римской империи немецкой нации» (ныне это юг Германии на границе с Швейцарией). 22 апреля 1418 года Папа Римский Мартин V официально закрыл это собрание католических иерархов, богословов и светских вельмож, положившее конец так называемой «Великой западной схизме». Такое название получил период с 1378 по 1417 гг., когда, в силу ряда обстоятельств, Епископами Рима и законными преемниками Святого Петра называли себя сразу двое, а в некоторые моменты даже трое иерархов, причем королевства Европы, университеты с их богословскими школами и монашеские ордена разделились в плане их признания примерно поровну. Помимо вопроса о том, кто из трех понтификов, претендовавших в то время на кафедру Святого Петра, является легитимным Папой, а кто – антипапой, в Констанце был также рассмотрен вопрос о том, кому принадлежит высшая власть в Церкви: Папе или Собору, и был разрешен ряд других вероучительных, а также политических вопросов. По случаю нынешнего юбилея в Констанце, который 600 лет назад был прозван «Городом собора», прошли многочисленные памятные мероприятия.

Итак, к 1414 году в Католической Церкви сложилась тяжелейшая ситуация: сразу три иерарха утверждали, что они являются законными Папами. Григорий XII контролировал Рим, Бенедикт XIII пользовался поддержкой на Пиренейском полуострове, а еще раньше — поддержкой французского короля и его союзников. Эти две преемственные линии понтификов получили у историков название «Римской» и «Авиньонской». В 1410 г. собор в Пизе попытался положить конец расколу, низложив обоих претендентов и избрав «настоящего Папу», но это привело лишь к возникновению еще одной, «Пизанской» линии, которую представляли Александр V, а затем Иоанн XXIII. Следует отметить, что каждый из упомянутых понтификов имел реальную власть в определенной части христианского мира, все они поставляли «своих» кардиналов, имели свои курии, свои фискальные системы и т.д.

Желая покончить с пагубным расколом, грозившим самому существованию Церкви, германский император Сигизмунд выступил с инициативой провести церковный Собор, который был бы максимально представительным и мог бы претендовать на статус Вселенского. Формально такой Собор был созван Папой «Пизанской линии», впоследствии признанным антипапой Иоанном XXIII (в миру – Бальтазар Косса). Местом его проведения стал имперский город Констанц на берегу Боденского озера. В город, насчитывавший в то время всего лишь 5 тысяч жителей, съехались до 60 тысяч человек, в том числе 300 епископов и 600 богословов со всей Европы. До наших дней сохранились здания, в которых проходили заседания того грандиозного церковного форума: Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии, церковь Пелагия и Конрада и большое складское помещение на берегу озера, где и состоялось избрание нового Папы Мартина V.

Иоанн XXIII – единственный из трех претендентов на Престол Святого Петра, участвовавший в Соборе, надеялся, что епископы и император признают его полномочия, но был низложен, как и Григорий XII (римская ветвь) и Бенедикт XIII (авиньонская ветвь). Точнее говоря, всем им было предложено добровольно подать в отставку «для блага Церкви». 11 ноября 1417 года новым Папой был избран итальянец Оддоне Колонна, принявший имя Мартина V. Иоанн и Григорий в конце концов приняли это решение и «добровольно подали в отставку», будучи затем признаны новым понтификом в качестве кардиналов. Бенедикт, нашедший поддержку в Арагоне, признавать решения Собора отказался, однако же его уделом стала всё усиливавшаяся изоляция. Он был вынужден укрыться в арагонском замке Пеньискола, где назначенные им кардиналы избрали после его смерти еще двух антипап, но их не признавал уже никто.

На одной из сессий Констанцского собора в 1415 году, в отсутствии Папы, епископы приняли декрет Haec Santa, которым провозглашалось, что верховная власть в Церкви принадлежит Вселенскому Собору, а не Римскому понтифику, что ознаменовало временную победу богословского течения, известного как «концилиаризм». Этот вопрос впоследствии продолжал оставаться предметом острых богословских дискуссий внутри Католической Церкви (на концилиаристских позициях стояла, в частности, Церковь во Франции периода абсолютизма, и это явление получило название «галликанизм»), под которыми окончательная черта была подведена на I Ватиканском Соборе с принятием в 1870 году догмата о Папской безошибочности в вопросах веры и нравственности.

В 1417 соборные отцы приняли декрет Frequens, который обязывал Папу созывать соборы не реже одного раза в десять лет, но это решение так и не было выполнено. Рассматривая вероучительные вопросы, осудил взгляды английского богослова Джона Уиклифа (к тому времени уже покойного) и его чешских последователей Яна Гуса и Иеронима Пражского. Двое последних были осуждены как еретики и переданы светским властям, которые сожгли их на костре: Яна Гуса в 1415, а Иеронима – в 1416 году.

Главным итогом Констанцского собора стало завершение периода «троепапства»: несмотря на существование, вплоть до 1460-х годов, нескольких анипап (которые, однако, уже не пользовались никаким влиянием), Латинская Церковь вновь стала единой. В то же время глубокие церковные реформы, которых желали император, многие епископы и видные деятели Церкви, хотя и обговаривались, но так и не были осуществлены, что и привело к возникновению Реформации столетие спустя.

По материалам Благовест-инфо

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна