Воскресное размышление Папы Франциска перед чтением молитвы «Ангел Господень» 13 марта: Бог не ставит знак равенства между нами и совершенным нами злом

Воскресное размышление Папы Франциска перед чтением молитвы «Ангел Господень» 13 марта: Бог не ставит знак равенства между нами и совершенным нами злом

Дорогие братья и сестры, доброе утро!

Евангельское чтение 5-го воскресенья Великого Поста (Ин 8,1-11) по-настоящему прекрасно. Я очень люблю его читать и к нему возвращаться. Оно включает в себя эпизод с женщиной, взятой в прелюбодеянии, и выдвигает на первый план тему Божьего милосердия, которое никоим образом не желает смерти грешника, но желает, чтобы он обратился и жив был.

Действие разворачивается на Храмовой горе. Вообразите, что это происходит здесь и сейчас, на площади перед базиликой Св. Петра. В то время, когда Иисус учил народ, пришли некоторые из числа книжников и фарисеев и привели к Нему женщину, пойманную на прелюбодеянии. И теперь эта женщина стоит в центре, между Иисусом и толпой (Ин 8,3), между милосердием Сына Божия и насилием, гневом ее обвинителей.
На самом деле, эти не очень хорошие люди пришли к Учителю не для того, чтобы поинтересоваться Его мнением, а для того, чтобы устроить Ему ловушку. Ведь если Иисус будет действовать в соответствии с требованиями Закона, предписывающего побить женщину камнями, Он нанесет ущерб Своей столь привлекательной для Его последователей репутации носителя кротости и доброты. А если захочет проявить милосердие, то будет вынужден поступать вопреки Закону, о котором Сам сказал, что намеревается его не отменить, а исполнить (Мф 5,17). И эту дилемму Иисусу предстоит решить.

Злонамеренность кроется в самом заданном Иисусу вопросе: «Ты что скажешь?» (Ин 8,3). Иисус, ничего не отвечая, молча сделал таинственный жест: «наклонившись низко, писал перстом на земле» (Ин 8,6). Возможно, Он просто рисовал, другие утверждают, что фарисеи могли прочесть в написанном Им свои грехи, но в любом случае Он писал, тем самым дистанцируясь от ситуации. Этим Он призывал присутствующих к спокойствию, к тому, чтобы избегать импульсивности в поступках и искать во всём правды Божией.
Но негодные люди продолжали наседать на Него и требовать от Него ответа. Всё выглядит так, будто они сознательно стремились довести дело до пролития крови. И тогда Иисус, подняв голову, сказал им: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин 8,7). Услышанный ответ привел обвинителей в смущение и разоружил всех их в прямом смысле этого слова: они сложили свое оружие, т.е. камни, которые были уже готовы пустить в ход: как видимые, предназначавшиеся для женщины, так и виртуальные, предназначенные Иисусу. А поскольку Иисус продолжал водить пальцем по земле, то ли что-то рисуя, то ли что-то записывая, обвинители принялись уходить один за другим с опущенной головой, начиная от старших и более опытных: ведь, как оказалось, все они были не без греха.
Как же важно, чтобы и мы сознавали, что мы – грешники, особенно когда злословим других людей и когда попадаем в подобные, хорошо известные нам ситуации. Как же важно иметь мужество, чтобы отложить в сторону камни, которые мы уже собрались бросить в ближних, и задуматься о собственных грехах!

В итоге, остались только женщина и Иисус: ничтожество и милосердие, одно напротив другого. Как же часто это случается и с нами, когда мы стоим у исповедальни, полные стыда, признавая наше собственное ничтожество и прося прощения. «Женщина, где твои обвинители?» — спрашивает ее Иисус (Ин 8,10). И этих слов, сопровождаемых исполненным милосердия и любви взглядом, оказывается достаточно, чтобы женщина осознала, возможно впервые в жизни, что у нее есть достоинство, что она – это не только совершенный ею грех, что у нее есть личное достоинство, что она может изменить свою жизнь, может освободиться от рабства и найти новые пути.

Дорогие братья и сестры, эта женщина есть образ всех нас, нас – прелюбодеев по отношению к Богу, изменяющих Ему, не хранящих Ему верности. И ее опыт иллюстрирует волю Божию относительно каждого из нас: не осуждение, но спасение всех нас через Иисуса. Он – это благодать спасения от греха и смерти. Он писал по земле, по праху земному, из которого были сотворены все люди (ср. Быт 2,7), чтобы выразить мысль Бога: «Я не хочу, чтобы ты умер, я хочу, чтобы ты жил».
Бог не пригвождает нас к нашему греху, не ставит знак равенства между нами и совершённым нами злом. У нас есть имя, и Бог не отождествляет его с совершённым нами грехом. Он желает освободить нас и хочет при этом, чтобы и мы желали того же вместе с Ним. Он хочет, чтобы наша свобода обратилась от зла к добру и это становится возможным благодаря дару Его благодати.

Так пусть же Дева Мария поможет нам всецело положиться на Божие милосердие, дабы нам стать новым творением!

Radio Vaticana

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна