Воскресное размышление Папы Франциска перед чтением молитвы «Ангел Господень» 13 марта: Бог не ставит знак равенства между нами и совершенным нами злом
Дорогие братья и сестры, доброе утро!
Евангельское чтение 5-го воскресенья Великого Поста (Ин 8,1-11) по-настоящему прекрасно. Я очень люблю его читать и к нему возвращаться. Оно включает в себя эпизод с женщиной, взятой в прелюбодеянии, и выдвигает на первый план тему Божьего милосердия, которое никоим образом не желает смерти грешника, но желает, чтобы он обратился и жив был.
Действие разворачивается на Храмовой горе. Вообразите, что это происходит здесь и сейчас, на площади перед базиликой Св. Петра. В то время, когда Иисус учил народ, пришли некоторые из числа книжников и фарисеев и привели к Нему женщину, пойманную на прелюбодеянии. И теперь эта женщина стоит в центре, между Иисусом и толпой (Ин 8,3), между милосердием Сына Божия и насилием, гневом ее обвинителей.
На самом деле, эти не очень хорошие люди пришли к Учителю не для того, чтобы поинтересоваться Его мнением, а для того, чтобы устроить Ему ловушку. Ведь если Иисус будет действовать в соответствии с требованиями Закона, предписывающего побить женщину камнями, Он нанесет ущерб Своей столь привлекательной для Его последователей репутации носителя кротости и доброты. А если захочет проявить милосердие, то будет вынужден поступать вопреки Закону, о котором Сам сказал, что намеревается его не отменить, а исполнить (Мф 5,17). И эту дилемму Иисусу предстоит решить.
Злонамеренность кроется в самом заданном Иисусу вопросе: «Ты что скажешь?» (Ин 8,3). Иисус, ничего не отвечая, молча сделал таинственный жест: «наклонившись низко, писал перстом на земле» (Ин 8,6). Возможно, Он просто рисовал, другие утверждают, что фарисеи могли прочесть в написанном Им свои грехи, но в любом случае Он писал, тем самым дистанцируясь от ситуации. Этим Он призывал присутствующих к спокойствию, к тому, чтобы избегать импульсивности в поступках и искать во всём правды Божией.
Но негодные люди продолжали наседать на Него и требовать от Него ответа. Всё выглядит так, будто они сознательно стремились довести дело до пролития крови. И тогда Иисус, подняв голову, сказал им: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин 8,7). Услышанный ответ привел обвинителей в смущение и разоружил всех их в прямом смысле этого слова: они сложили свое оружие, т.е. камни, которые были уже готовы пустить в ход: как видимые, предназначавшиеся для женщины, так и виртуальные, предназначенные Иисусу. А поскольку Иисус продолжал водить пальцем по земле, то ли что-то рисуя, то ли что-то записывая, обвинители принялись уходить один за другим с опущенной головой, начиная от старших и более опытных: ведь, как оказалось, все они были не без греха.
Как же важно, чтобы и мы сознавали, что мы – грешники, особенно когда злословим других людей и когда попадаем в подобные, хорошо известные нам ситуации. Как же важно иметь мужество, чтобы отложить в сторону камни, которые мы уже собрались бросить в ближних, и задуматься о собственных грехах!
В итоге, остались только женщина и Иисус: ничтожество и милосердие, одно напротив другого. Как же часто это случается и с нами, когда мы стоим у исповедальни, полные стыда, признавая наше собственное ничтожество и прося прощения. «Женщина, где твои обвинители?» — спрашивает ее Иисус (Ин 8,10). И этих слов, сопровождаемых исполненным милосердия и любви взглядом, оказывается достаточно, чтобы женщина осознала, возможно впервые в жизни, что у нее есть достоинство, что она – это не только совершенный ею грех, что у нее есть личное достоинство, что она может изменить свою жизнь, может освободиться от рабства и найти новые пути.
Дорогие братья и сестры, эта женщина есть образ всех нас, нас – прелюбодеев по отношению к Богу, изменяющих Ему, не хранящих Ему верности. И ее опыт иллюстрирует волю Божию относительно каждого из нас: не осуждение, но спасение всех нас через Иисуса. Он – это благодать спасения от греха и смерти. Он писал по земле, по праху земному, из которого были сотворены все люди (ср. Быт 2,7), чтобы выразить мысль Бога: «Я не хочу, чтобы ты умер, я хочу, чтобы ты жил».
Бог не пригвождает нас к нашему греху, не ставит знак равенства между нами и совершённым нами злом. У нас есть имя, и Бог не отождествляет его с совершённым нами грехом. Он желает освободить нас и хочет при этом, чтобы и мы желали того же вместе с Ним. Он хочет, чтобы наша свобода обратилась от зла к добру и это становится возможным благодаря дару Его благодати.
Так пусть же Дева Мария поможет нам всецело положиться на Божие милосердие, дабы нам стать новым творением!