В Национальном музее Эстонии посетителям предлагали пнуть ногой по изображению Богородицы
В Эстонии на минувшей неделе в присутствии президента Тоомаса Хендрика Ильвеса был торжественно открыт Национальный музей, где посетителям предлагалось пнуть ногой по одному из экспонатов — интерактивному изображению Божией Матери, после чего картина рассыпалась на осколки.
Экспонат находится в секции посвященной Реформации — религиозному и общественно-политическому движению в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленному на реформирование католического христианства. Благодаря этому движению, с одной стороны, в Эстонии крестьяне массово обучались грамотности, с другой стороны, Реформация сопровождалась в Эстонии иконоборчеством, в ходе которого были уничтожены сотни религиозных символов.
С критикой виртуальной картины в газете «Postimees» выступили ряд политиков, предпринимателей, членов парламента. Так, по мнению председателя парламентской фракции правящей партии «Союз Отечества и Республика» Приита Сибуля, «ударить ногой по изображению Богоматери — это нечто, что делали в советском культурном пространстве, но не хотели публично демонстрировать».
В свою очередь председатель парламентской оппозиционной Консервативной народной партии Март Хельме обратил внимание на то, что происходящее может особенно оскорбить русскоговорящую общину.
«Это изображение следует как можно скорее удалить, так как предлагаемое авторами виртуальное разрушение оскорбляет чувства религиозно настроенных русскоязычных жителей и препятствует их интеграции», — заявил он.
По мнению М.Хельме, который в 1990-х годах являлся послом Эстонии в России, «издевательство над символами веры имеет и политическое измерение». Он полагает, что «нападение на символы может привести к росту общественной напряженности и охлаждению межгосударственных отношений».
Со своей стороны архиепископ Эстонской евангелической лютеранской церкви Урмас Виилма назвал происходящее вызовом для всего общества Эстонии и для всех христиан, напомнив, что для эстонцев Божия Матерь имеет особое значение, а саму их страну в народе называют «Земля Марии».
Инсталляция, выставленная в музее, представляла изображение Девы Марии на большом, почти в рост человека, световом экране. Она статична до тех пор, пока не ударить по картине ногой по специально обозначенному месту. После этого фигура разлетается на куски. На экране также выведено слово «Реформация».
После серьезного общественного резонанса и критики руководство музея внесло изменения в правила обращения с интерактивным изображением Девы Марии. Об этом сообщил в понедельник газете «Postimees» директор музея Тонис Лукас.
«Теперь у этого экспоната убрана функция прикосновения, и тем самым он больше на него не реагирует», — сказал он.
Как отметил Т. Лукас, в учреждении пришли к выводу, что упомянутая функция оскорбляла некоторых людей.
Национальный музей открыт в городе Тарту. По прогнозам, его будут посещать до 200 тыс. человек в год, сообщает Интерфакс.