Участники дискуссии «Что мы думаем друг о друге» говорили об отношения между католиками и православными после встречи Папы и Патриарха

Участники дискуссии «Что мы думаем друг о друге» говорили об отношения между католиками и православными после встречи Папы и Патриарха

«Отличия, но не разделения» – таков основной мотив дискуссии « и . Что мы думаем друг о друге?», состоявшейся 18 февраля во Всероссийской государственной Библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ). В беседе, прошедшей в цикле встреч «Правмир о главном» при поддержке Министерства культуры РФ, приняли участие кандидат богословия,  научный сотрудник Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир Шмалий и директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник . Вопросы обоим участникам задавали историк, ватиканист Алексей Юдин и главный редактор портала «Православие и мир» Анна Данилова.

Что изменит в отношениях католиков и православных встреча в Гаване? Что надо преодолеть? Какие вызовы стоят перед теми и другими? Что надо знать друг о друге? О. Владимир и о. Кирилл поделились впечатлениями о встрече Папы и Патриарха, о том, как пережили этот опыт.

О. Кирилл, бывший среди участников поездки в Гавану, больше всего боялся, что эти люди «вежливо поклонятся» и  будут вести себя «как общественные деятели». И хотя встречи этой уже давно ждали, испытал «чувство облегчения, что это случилось».

О. Владимир  Шмалий «не следил за видеорядом», для него был важен сам факт встречи. Был скепсис, что этого может не произойти, встреча будет неудачная, произойдет сбой… «Так долго мы этого ждали. Встреча могла не состояться, или это была бы политическая по формату встреча, и мы получили бы текст политический», — сказал он. О том, что эта встреча была не политической, свидетельствует текст документа, сказал он далее и зачитал первый пункт декларации. «Я верю, радуюсь этому тексту, воспринимаю его как искренний», — отметил священник.

Участники дискуссии вспомнили, как развивались отношения между католиками и православным за 20 с лишним лет. По словам Анны Даниловой, выходили брошюры, в которых говорилось, что католики будут гореть в аду. Чтобы опубликовать автора-католика в православном издании нужно было «сделать много реверансов». Сейчас реакция на тексты католических авторов уже иная.

О. Владимир Шмалий считает, что был элемент недоверия, связанный со сложными временами. Страна менялась. «В 90-е годы были опасения, что католики захватят важные позиции, и я тоже разделял опасения», — рассказал он. Сегодня облик православия сильно изменился. Его представляют молодые люди, которые много путешествуют, читают, общаются с католиками. Происходит «процесс осмысления».

О. Кирилл Горбунов рассказал, как, работая в газете «Свет Евангелия» в 90-е годы, вместе с другими мечтал о дружбе с православными.

Участники дискуссии вспомнили и об «экуменическом охлаждении» в начале 2000-х  годов; пикеты у посольства Ватикана; о создании католических епархий, визите кардинала Каспера в Москву. По словам о. Владимира, «параллельные структуры» воспринимались всерьез, это «создание и укрепление епархий  надо было разъяснять». Нужно быть благодарными тем, кто в годы разочарований следовали экуменическому  проекту, отметил о. Владимир.

О. Кирилл разъяснил одно из первых отличий между православными и католиками – наличие скамеек в храме. Первое ощущение человека, когда он входит в католический храм, что здесь все сделано для него. Эта церковь повернута к человеку «после антропологического прорыва», он чувствует, что здесь его не заставят делать аскетических усилий, а  православный образ – требователен. «Я чувствую, что мне здесь рады, этот храм для меня», — говорят они. Но в то же время, отметил о. Кирилл, гуманизм Католической Церкви не отменяет требований к человеку. Пример тому – твердая позиция Церкви в отношении разводов.

Нас отличают «культура, мифы, мироощущения», сказал о. Владимир Шмалий. У православных не хватает стремления к универсальности, у католиков оно есть. Православные привязаны к культурным формам; католики видят больше разнообразия культурных форм. «Православным надо что-то делать с утратой духа универсальности и наличием прошивки противопоставления себя католикам. Один из серьезных вызовов для нас – это разнообразие», — подчеркнул о. Владимир.

По мнению о. Кирилла, «важно открыться для другого опыта — литургического, молитвенного. Многие православные по-прежнему считают, что «католики не спасаются». Проблема связана с учительством в Православной Церкви.

По мнению Анны Даниловой, людей интересует «базовое разъяснение, чем отличаемся друг от друга», всегда не хватало «простого внятного короткого ответа».

В качестве «короткого ответа» о. Владимир и о. Кирилл привели несколько слов: «Орган, скамейки, целибат, Папа, филиокве». Говоря о целибате, о. Владимир выразил уважение к тому, «как держится Католическая Церковь, отстаивая целибат».

Разделение Церквей – общая рана, отметили далее участники дискуссии. О. Кирилл Горбунов описал это так: «Нам без вас плохо. Нам вас не хватает. У нас есть полнота средств спасения, но это не мешает иметь дыру в сердце без вас».

Подводя итог, представители двух Церквей отметили: речи о догматическом единстве быть не может, но на богословском уровне важно слышать друг друга. «Я не жду немедленных экуменических прорывов, но надеюсь на то, что научимся сосуществовать заинтересованно, цивилизованно с Католической Церковью», — сказал о. Владимир Шмалий.

По словам о. Кирилла Горбунова, «хочется думать не о том, в чем разница, а о том, в чем единство».

Цикл встреч «Правмир о главном» будет продолжен в следующем месяце.

 

Елена Бажина

 
Источник: Благовест-инфо

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна