Сошедшие с Престола Святого Петра c древних времен до сегодняшнего дня: обо всех случаях, когда Папа отрекся (или был вынужден отречься) от своего служения

Ответ Бенедикта XVI в книге-интервью «Свет мира» был ясным. На вопрос журналиста Петера Зеевальда («То есть, Вы считаете, что вполне возможна ситуация, в которой Папа может заявить об отречении от престола?») он ответил: «Да. Когда Папа приходит к четкому осознанию, что больше не может физически, ментально и духовно исполнять вверенную ему должность, он имеет право, – а в некоторых обстоятельствах даже обязан – сложить с себя полномочия».

Истины ради следует отметить, что историческая реконструкция случаев, когда понтификат прерывался до смерти , показывает, что таких фигур было мало и ни в одном из этих случаев ситуация не была такой, какая возникла в связи с решением Бенедикта XVI.

На заре Церкви, когда проповедь апостолов была еще живой реальностью и о ней имелись прямые свидетельства, возникает фигура Папы Климента: в списке Епископов Рима, составленном Иренеем Лионским, он указан третьим преемником Петра, после Лина и Анаклета. Источники не единодушны в восстановлении точных дат его понтификата: согласно Евсевию Кесарийскому Климент наследовал Анаклету в двенадцатом году правления Домициана, т, в 92-м году (Historia Ecclesiastica, III, 15). Однако Иероним, кроме этой даты, приводит также предание, согласно которому Климент является прямым преемником Петра. Епифаний из Саламины удивлялся: как это современник апостолов так поздно вошел в число римских епископов, и предполагает, что апостолы распорядились, кто заменит их в правлении римской Церкви в то время, как они занимаются апостольским служением. На основании Послания Церкви римлян к Церкви коринфян (ср. 54, 2) — традиционно приписываемого Клименту, хотя это документально не подтверждается, и в котором благородных и исполненных любви призывают удалиться и не вызывать раздоров и разделений — Епифаний предполагает, что в этом отрывке отражается личная ситуация автора, который, чтобы не вызывать проблем внутри общины, отошел от исполнения епископских функций.

Однако мы находимся во временном пространстве, в котором условное наклонение является обязательным, поскольку отсутствуют необходимые исторические данные.
Также и потому – согласно современным исследованиям – что, по крайней мере до II века Римской Церковью руководила коллегия пресвитеров, а не один избранный епископ.

От Климента переходим к Понтиану. Восемнадцатый епископ Римской Церкви; дату начала его епископства гипотетически относят к 230 году. Наиболее достоверный источник, Либерийский Каталог, указывает, что он правил пять лет, два месяца и семь дней. В результате гонений на христиан в 235 году Понтиан был сослан на Сардинию вместе с пресвитером Ипполитом. Суровость меры явствует из текста разъяснения: in insula nociva, что, вероятно, подразумевает нездоровый климат и приговор к принудительны работам в рудниках. В Каталоге упоминается дата отречения Папы Понтиана от должности, выраженного техническим термином discinctus est (ср. Thesaurus linguae Latinae, V, 1, Lipsiae 1909-34, col. 1316), имевшем место на Сардинии (in eadem insula) 28 сентября, а также упоминается о том, что 21 ноября того же года в качестве преемника был назначен Папа Антер.

Понтиан, как предполагает Энциклопедия Пап, «вероятно был побуждаем достойным восхищения реализмом, будучи уверенным, что не вернется живым из изгнания, и зная, что отсутствие пастыря не пойдет на пользу пастве. Но особые обстоятельства подтолкнули его к этому жесту, имевшему огромное символическое значение. Поскольку пресвитер Ипполит, сосланный вместе с ним, был духовным иерархом одной из римских общин, не согласной на тот момент с направлением большинства, представляемого Понтианом, его добровольное отречение от престола обретало особую важность, поскольку было направлено на достижение примирения. И если далее углубляться в область гипотез, то избрание в Риме Папы Антера, грека восточного происхождения, кем был и Ипполит, вело к дальнейшей открытости к объединению различных частей римской общины».

Пропускаем почти три столетия, и перед нами случай Папы Сильверия. На смерть своего отца (Папы Гормизда) в 523 году он сочинил эпитафию, не дошедшую до нашего времени, в которой восхвалял попытки восстановления единства между западной и восточными Церквами и борьбу за прекращение гонений на христиан в Северной Африке. Не известно, принадлежал ли в то время Сильверий к духовенству, однако к моменту смерти Папы Агапита, почившего в Константинополе 22 апреля 536 года, он был субдиаконом Римской Церкви.

Его кандидатура на Папский престол, выдвинутая королем Теодохадом, согласно летописцу Liber pontificalis вызвала всеобщее недовольство среди духовенства в связи со столь скромным саном кандидата в церковную иерархию. Впервые субдиакон вступал на папский престол. Сильверий обязался бороться с монофизитами на соборе, состоявшемся с 2 по 4 июня 536 года, во время которого был заочно осужден еретик-монофизит Анфим, который был низложен со своего престола в Трапезунде. Эта политика преследования монофизитсива вызвала гнев императрицы Феодоры, которая решила погубить Сильверия. Она сначала распустила слухи, что Сильверий купил папский престол у короля Теодахада, а затем направила на Рим войско под командованием генерала Велизария, приказав ему низложить Папу.

Велизарий повиновался, созвав пресвитеров, диаконов и весь клир, дабы они избрали Вигилия, который взошел на престол 29 марта 537 года, хотя Liber pontificalis называет его диаконом до смерти его предшественника. Согласно этому же источнику Сильверий был сослан на остров Пальмарола, где провел остаток жизни в монашеском уединении. Другие же источники говорят о первой ссылке на Патару, в Ликии, поддерживая версию Прокопия, который сообщает, что полководец Велизарий отправил Папу, обвиненного в измене императрице, «в Грецию».

К другой эпохе относится случай Бенедикта IX, в миру Теофилакт, граф Тусколо, правивший с октября 1032-го по сентябрь 1044-го. Его правление стало выражением абсолютного обмирщения и корыстного использования папской власти. Неизвестна точная дата рождения Теофилакта, однако можно сказать, что он не был ребенком к моменту избрания, как долго утверждалось. Римские анналы сообщают, что в 1044 году возмущенные римляне изгнали Папу из города, и сразу был избран епископ Сабины Иоанн, принявший имя Сильвестра III, который через 49 дней правления был в свою очередь смещен Бенедиктом IX, вернувшимся с помощью армии на папский престол. На престоле Бенедикт IX оставался с 10 марта по 1 мая 1045 года, когда уступил должность Иоанну Грациану, ставшему Папой Григорием VI.

Передача власти произошла с помощью обычного для того времени механизма – продажи за деньги. Новый Папа не задержался на престоле: вступивший в Италию осенью 1046 года германский король Генрих III собрал собор в Сутри, пригласив на него всех трех Пап, ставшими главными действующими лицами события двух последних лет. Сильвестр III не явился. Григорий VI, единственный присутствовавший из них, признал свою вину, утверждая, что купил папскую тиару из добрых побуждений.

Бенедикт IX также отсутствовал, и на римском соборе, состоявшемся в Рождество 1046 года, был объявлен смещенным новым Папой Климентом II. Но после внезапной смерти Климента, 9 октября 1047 года, Бенедикту IX удалось вновь вернуться на папский престол, при сильной поддержке Бонифация Тосканского, самого могущественного из всех итальянских государей того времени, пользуясь тем, что Генрих III был в тот момент далеко от Италии. Но его власть и на этот раз продлилась недолго. Генрих приказал Бонифацию сопровождать в Рим нового Папу, избранного самим императором, Поппона, епископа Бриксенского. Вновь назначенного папу Генрих отправил к Бонифацию с приказанием, чтобы он как наместник императора проводил папу в Рим. Бонифаций ответил отказом, и Поппон принужден был вернуться к императору; только решительная угроза Генриха смирила старого Бонифация. Его послы изгнали Бенедикта IX из Рима, и сам он проводил германского Папу на Латеранский холм. Новый Папа вступил на святой престол 17 июля 1048 г. под именем Дамаса II. Бенедикт IX укрылся в своем родовом замке, продолжая себя считать незаслуженно изгнанным Папой.

Следующим Папой, отрекшимся от престола, стал Целестин V в 1294 году. После смерти Николая IV шли месяцы, а кардиналы, собравшиеся в Перудже, так и не могли избрать нового папу. Собравшись на очередное совещание, конклав неожиданно единогласно избрал папой 80-летнего старца Пьетро Морроне, бенедиктинского монаха, жившего в отшельничестве, принявшего имя Целестина V. Узнав о результатах выборов, Карл II с сыном Карлом Мартеллом поспешил явиться к старцу засвидетельствовать свое почтение. Под нажимом Карла Пьетро отказался короноваться в Перудже и пригласил кардиналов в Аквилею, что на границе Неаполитанского королевства. Не дожидаясь прибытия всех кардиналов, Карл настоял на коронации папы. Несколько дней спустя церемония была повторена с полным соблюдением традиций. Это был единственный случай в истории, когда папа был коронован дважды. 28 июля, верхом на осле, Папа вступает в город, однако уже вскоре после своего прибытия в Неаполь, в ноябре 1294 года, Целестин почувствовал, что из-за чрезмерного увлечения мирскими делами его душа находится в опасности и направил кардиналам прошение об отставке. Когда стало известно о решении Целестина, в Неаполе начались волнения. Многочисленная процессия духовенства окружила замок, где жил папа, и со слезами просила его продолжить понтификат. Целестин дал уклончивый ответ, но 13 декабря созвал кардиналов, объявил им о своей отставке и рекомендовал собраться для выбора нового папы. Через девять дней, в соответствии с законодательством Григория X, кардиналы избрали нового Папу. Им стал Бенедетто Каэтани, взявший имя Бонифаций VIII.

После случая Целестина V, мы подходим, таким образом, к последнему Папе, оставившему престол Петра. Анджело Коррер, сын венецианского патриция Николо ди Пьетро, Папа с 1406-го по 1415-й годы под именем Григория XII, отрекаясь от престола (но по требованию собора в Костанце), он пытался приблизить решение целого ряда сложных проблем, связанных с многолетней борьбой – юридической, военной и дипломатической – с антипапами Бенедиктом XIII, главой авиньонской группировки, и Иоанном XXIII (имя, которое впоследствии будет вновь использовано Папой Ронкалли), во время раскола в западной Церкви.

Во время конклава наряду с другими членами Коллегии Григорий XII дал обет в случае избрания отречься от тиары ради преодоления раскола, если авиньонский папа Бенедикт XIII сделает то же самое. В марте 1415 года он назначил Карло Малатесту своим представителем с правом созвать от его имени собор. Если бы соборное собрание приняло эту процедуру, то Григорий предстал бы как единственный законный Папа; речь шла о формальном признании, но оно было важным. Собор посчитал уместным принять просьбу, направленную на сглаживании пути к единству. Таким образом 4 июля 1415 года кардинал Доминичи прочитал буллу о созыве собора, после чего Малатеста официально объявил об отречении Григория XII. Собор решил присвоить Григорию XII титул кардинала-епископа Порто с первым рангом после Папы и с пожизненным назначением папского легата в Анконе.

О том, что произошло в Костанце 4 июля 1415 года, ему сообщили 19 июля, и на следующий день, в последней консистории, которую он пожелал созвать, Григорий снял с себя символы папской власти и облачился в кардинальскую мантию. С января 1416 года, вновь став Анджело Коррером, он жил в Реканати, где умер 18 октября 1417 года. 11 ноября того же года, с избранием Одона Колонны, принявшего имя Мартина V, великий раскол был окончательно преодолен.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна