Слово Владыки Иосифа Верта на День Поминовения всех усопших верных 2 ноября 2010 г.

Апостольский Символ Веры, который читается верующими христианами очень часто, даже ежедневно, заканчивается так: «верую… в общение святых, прощение грехов, воскресение плоти и жизнь вечную. Аминь».
Церковь здесь на земле – это лишь видимая, меньшая ее часть, и называется она «странствующая» или «борющаяся». Мы находимся в пути к Богу и в этом нашем путешествии, в этой земной жизни, мы постоянно находимся в борьбе со злом вокруг нас и в самих нас.
Те из верующих, которые уже достигли Бога, которые лицезрят Его лицом к лицу, составляют торжествующую Церковь, и блеск и слава этой Церкви несравненно больше той, что на земле.
И наконец, есть души, ушедшие из этой жизни в вере во Христа, примирившись с Ним, но еще нуждающиеся в полном очищении, ибо ничто нечистое не может войти в Царство Небесное. Это страдающая Церковь, ибо души проходят очищение через страдания.
Все члены Церкви Христовой: странствующей, торжествующей и страдающей называются в Символе Веры «святыми» в том смысле, что они уверовали во Христа и имеют общение между собой и Богом: «верую… в общение святых». Из этого общения исключены только отвергнутые Богом. Это означает, что мы не только можем обращаться в молитве к святым, в первую очередь к Пресвятой Деве Марии, к апостолам, мученикам и другим, но мы можем молиться и о наших усопших, мы можем заступиться за них перед Богом. Более того, души в чистилище могут возносить свои молитвы за нас, ведь они уже в вечности, они ближе к трону Господнему, чем мы.
Вчера, в праздник Всех Святых, мы пробовали заглянуть через завесу, через ту пропасть, что отделяет нас от жителей Неба, и увидеть нашу вечную Родину, к которой мы стремимся. Сегодня мы спустимся в глубины чистилища, где страдающая Церковь ждет нашей помощи, ждет избавления от страданий и скорого соединения с Богом.

Что же такое чистилище?
Чистилище – это такое состояние души, когда она переживает возвышающую радость, но смешанную с гнетущим страданием. С одной стороны – это радость, подобная той, которую больной переживает при постепенном выздоровлении, как прокаженный, наблюдающий заживание своих язв, исчезновение опухолей и обновление кожи, возрождающейся к новой жизни… Это радость невесты, приближающейся к решительной встречи с женихом, который даст ей ничем неомраченное счастье, – радость человека, который знает, что ему предстоит встреча с его Богом, и видит, как препятствия, еще мешающие восхождению к Нему, исчезают одно за другим. Это радость уже быть любимым навеки и об этом знать. Но вместе с тем больной еще продолжает страдать, он еще лежит неподвижно по своей вине и жаждет выздоровления, которое кажется ему слишком медленным. Таково страдание женщины, рождающей на свет ребенка, – она знает, что должна пройти через это испытание, чтобы познать радость материнства. Вот лучший способ представить себе, что такое чистилище. Но только те души, которые любят Бога, способны понять, как радость и страдание сочетаются в этом состоянии ожидания Неба и как они взаимно друг друга порождают.
Вдаваться в дальнейшие подробности насчет чистилища невозможно. Несомненно, что такое состояние существует, но точный характер этого очистительного этапа от нас ускользает по той простой причине, что мы не можем ясно представить себе потустороннюю жизнь. По мнению учителей Церкви, страдания душ в чистилище очень велики. Так, например, святой Августин говорит: «Тот очищающий огонь сильнее и страшнее всех мук, которые можно было бы в этом мире испытать или себе представить».

Могут ли живые сделать что-нибудь для умерших?
Мы можем на земле облегчать состояние душ наших скончавшихся близких и сократить длительность их очищения, ибо великий закон солидарности, связывающий все создания между собой, действует не только в области греха, но и в области спасения. Присоединяясь к благодати Христовой, наши молитвы и жертвы приносят умершим очень значительную помощь и, вместе с тем, представляют собой единственный способ для нас загладить всё то, в чем мы могли провиниться перед ними за время их земной жизни. Поэтому Церковь молится за души умерших и призывает верующих служить за них заупокойные литургии и панихиды. Святая Моника, мать св. Августина, перед смертью говорила: «Не беспокойтесь о моем теле, где его похоронить, но об одном прошу вас: помните обо мне у алтаря Господнего».
Это учение Церкви и наша вера зиждутся на откровении Божием. Уже в Ветхом Завете, во 2-ой Книге Маккавейской, ясно говорится о воскресении мертвых и о том, что молитвы живых могут помочь усопшим. Иуда Маккавей, «сделав сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! – Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Макк 12,43-45). Здесь мы имеем первое упоминание о состоянии душ умерших, когда они нуждаются в помощи.

Чьей силой совершится воскресение?
Воскресение совершится силой Иисуса Христа, а мы можем и должны подготовить свои тленные тела для будущего воскресения. В сегодняшнем Евангелии (Ин 6,51-58) Иисус Христос говорит о Себе как о Живом Хлебе, сшедшем с небес: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».
Я вырос в Караганде – городе, вокруг которого расстилается бескрайняя степь. И в том же районе располагался третий по значению в Советском Союзе каменноугольный бассейн («третья кочегарка Советского Союза», — как иногда говорили мы). В школьные годы мы, дети, удивлялись, узнав, что в степях Казахстана миллионы лет тому назад росли густые леса. Листья накапливали солнечную энергию, затем в земной толще они превратились в уголь, который теперь отдает эту энергию в радостном горении. Так и христианин накапливает, принимая во время земной жизни Святое Причастие, «энергию Христа», которая становится в нем источником вечной жизни.
«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем… Ядущий Меня жить будет Мною», – говорит нам сегодня Господь. Участвуя в Святой Мессе, приступая к Причастию, мы подготавливаем самих себя для вечности. Мы можем кое-что сделать и для наших близких умерших. В эту октаву молитв за усопших мы ежедневно можем приобретать по одной индульгенции за души в чистилище. Для этого необходимо быть свободным от тяжелого греха (побывать в эти дни на исповеди), прийти на Святую Мессу, принять Причастие, помолиться в намерениях Папы и совершить одно доброе дело. Так воспользуемся же этой прекрасной возможностью!
Аминь.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна