Слово Папы Франциска перед чтением молитвы «Ангел Господень» в 4-е воскресенье Адвента. 23 декабря 2018 г., площадь Св. Петра
Дорогие братья и сестры, здравствуйте!
Литургия этого четвертого воскресенья Адвента выводит на первый план фигуру Марии, Девственной Матери, которая готовится произвести на свет Иисуса, Спасителя мира. Мы сосредоточим свое внимание на Ней, этом Образце веры и любви, и попытаемся задать самим себе такой вопрос: о чем Она думала все эти месяцы ожидания? Ответ на этот вопрос мы находим как раз в сегодняшнем Евангельском фрагменте, повествующем о визите Марии к Ее пожилой родственнице Елизавете (Лк 1,39-45). Ангел Гавриил сообщил Марии, что Елизавета в своем немолодом возрасте беременна на шестом месяце и ожидает рождения сына (Лк 1,26.36). И тогда Дева только что зачавшая Иисуса действием Божиим, поспешила из Назарета Галилейского в нагорную страну Иудеи, чтобы там встретится со своей двоюродной сестрой.
Евангелие сообщает нам: «И вошла в дом Захарии, и приветствовала Елизавету» (Лк 1,40). Мария, разумеется, поприветствовала Елизавету и поздравила ее с материнством, как, в свою очередь, Елизавета поприветствовала Марию, сказав при этом: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк 1,42-43). И тут же отозвалась с похвалой о Ее вере: «Блаженна уверовавшая, ибо исполнится сказанное Ей Господом» (Лк 1,45). Очевиден контраст между Марией, имевшей веру, и Захарией, мужем Елизаветы, не поверившим в обетование ангела и потому пораженным немотой вплоть до рождения Иоанна.
Это событие помогает нам постичь в истинном свете тайну встречи человека с Богом. Такая встреча происходит не в контексте поражающих воображение чудес, но, скорее, в духе веры и любви. Мария действительно блаженна, ибо уверовала: встреча с Богом является плодом веры. А Захария, который сомневался и не верил, так и оставался глухим и немым, всё же возрастая в вере, но долго и мучительно, в молчании. Без веры мы неизбежно остаемся глухими по отношению к утешительному гласу Божию; в той же мере мы не в состоянии вымолвить слова утешения и упования, общаясь с братьями. Мы наблюдаем нечто подобное ежедневно: человек неверующий или малой веры не обладает ни малейшей силой, вступая в контакт с кем-то страждущим. Он произносит какие-то ничего не значащие слова, но не может по-настоящему ободрить, потому что эти слова лишены силы. Они лишены силы из-за того, что говорящий не имеет веры, а там, где нет веры, не приходят на ум и слова, способные достичь сердца собеседника. Вера, в свою очередь, питаема любовью. Евангелист сообщает нам, что «Мария пошла с поспешностью» (Лк 1,39) к Елизавете. Она не тревожилась, ничего не опасалась, а «поспешила», сохраняя притом мир душевный. Это «поспешила» – ничто иное как жест заботы о старшей родственнице. Мария могла бы оставаться дома, чтобы как следует приготовиться к рождению собственного Сына. Между тем, Она больше заботилась о других, чем о Себе, доказывая делом, что является подлинной ученицей того самого Господа, Которого носит в утробе. Событие Рождества Иисуса началось, следовательно, с простого жеста милосердной любви. Таким же образом всякое настоящее милосердие есть плод Божьей любви.
Евангелие посещения Елизаветы Марией, которое мы выслушали сегодня в ходе св. Мессы, подготавливает нас к достойному празднованию Рождества Христова, раскрывая нам динамику веры и любви. Эта динамика есть следствие деятельности Святого Духа, Духа Любви, оплодотворившего лоно Марии и побудившего Ее отправиться в путь, чтобы послужить своей пожилой родственнице. Эта динамика преисполнена радости, как это следует из эпизода встречи двух Матерей, в ходе которой прозвучал ликующий гимн восхищения Господом, творящим великое малым сим, уверовавшим в Него.
Так пусть же Дева Мария испросит нам благодать «экстравертного», но при этом не рассеянного празднования Рождества: пусть в центре праздника стоит не наше «я», но «Ты» Иисуса и «ты» наших братьев, прежде всего тех, кто нуждается в помощи. Тем самым мы предоставим пространство Любви — Той Любви, Которая собирается сегодня стать плотью и пребывать с нами.
Перевод «Сибирской католической газеты»