Рождественские торжества в Столице Петровой
Рождественские торжества в Столице Петровой начались во второй половине дня в Сочельник 24 декабря с.г. освящением «Вифлеемского вертепа», установленного на площади Св. Петра, который в этом году был подарен итальянским регионом Базиликата. Бенедикт XVI не участвовал лично в церемонии открытия Вертепа, однако в момент ее окончания на подоконнике Папской библиотеки была выставлена символическая «свеча мира». В этом году она была зажжена от Вифлеемского Огня мира. Возгоревшийся в Пещере Рождества в Вифлееме огонь был затем принесен скаутами в различные страны мира, включая и Ватикан.
В Святую ночь Христова Рождества Папа возглавил торжественную Литургию в базилике Св. Петра (она началась в 22.00 по среднеевропейскому времени). В своей проповеди Бенедикт XVI отталкивался от слов Евангелия от Иоанна: «свои Его не приняли» в контексте размышления о месте Бога в нашей жизни, начиная с того, что, когда Он родился, Ему не нашлось места в домах жителей Вифлеема, и Иосифу и Марии пришлось довольствоваться хлевом: «Неизбежно возникает вопрос о том, как бы всё произошло, если бы Мария и Иосиф постучались в мою дверь. Нашлось бы там место для них? И затем приходит на ум, что этот кажущийся случайным факт отсутствия места в гостинице, вынуждающий Святое Семейство найти приют в хлеву, евангелист Иоанн подчеркнул и выявил его суть, написав: “Пришел к своим, и свои Его не приняли” (Ин 1,11)».
Таким образом важный моральный вопрос о том, как у нас обстоят дела по отношению к беженцам и мигрантам, обретает еще более глубокое значение, — сказал Святой Отец далее: «Действительно ли у нас есть место для Бога, когда Он хочет войти к нам? Есть ли у нас для Него время? Чем быстрее мы можем передвигаться, чем более эффективными становятся инструменты, помогающие экономить время, тем меньше его у нас остается. А Бог? Всё, что связано с Ним, нам не кажется срочным. Наше время уже до отказа заполнено. Нет места для Него. Даже в наших чувствах и желаниях нет места для Бога. Мы желаем самих себя, осязаемых вещей, счастья, связанного с чем-то конкретным, успеха наших личных планов и намерений. Мы “заполнены” самими собой, так, что не остается никакого места для Бога. А потому нет места для других, для детей, для бедных, для иностранцев».
«Есть еще одно слово в повествовании о Рождестве, над которым мне бы хотелось поразмышлять вместе с вами, — продолжил Бенедикт XVI, — гимн хвалы, который поют ангелы после вести о новорожденном Спасителе: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!”. Бог славен. Бог есть чистый свет, сияние истины и любви. Песнь ангелов выражает наполняющую их радость. И эта радость говорит нам: существует истина. Существует чистая доброта. Существует чистый свет. Бог благ и Он есть высшая власть превыше всех властей. Этому мы и должны просто радоваться в эту ночь вместе с ангелами и пастухами.
Со славой Бога в вышних связан мир на земле между людьми. Там, где не прославляют Бога, где о Нем забывают и даже Его отрицают, нет мира. Сегодня некоторые мыслители пытаются утверждать обратное: что религии, особенно монотеистические, якобы, являются причиной насилия и войн в мире; что следует освободить человечество от религий, чтобы достичь мира; что монотеизм является причиной нетерпимости, потому что по своей природе он желает навязать всем единственную истину. Да, в истории так было. Да, религия может “заболеть”, когда человек думает, что он должен сам взять в руки дело Божье, превратив таким образом Бога в свою собственность. Против таких отклонений следует быть бдительными. Если свет Божий угаснет, не станет также божественного достоинства человека. Тогда он уже больше не образ Божий, который мы должны почитать в каждом: в слабом, в чужестранце, в бедном. Тогда мы уже больше не братья и сестры, чада единого Отца. Только если над человеком и в человеке сияет свет Божий, только если каждый человек воспринимается как желанный, признанный, возлюбленный Богом, только в этом случае достоинству человека, независимо от его реальной ситуации, не наносится ущерб».
Пойдемте в Вифлеем, призывает сегодня литургия Церкви, оставив наши заботы о материальном, наши привычные мысли, и помолимся Господу, дабы Он даровал нам способность преодолевать нашу ограниченность, особенно когда Он Сам, в Пресвятой Евхаристии, отдает Себя в наши руки и хочет войти в наше сердце, — призвал Папа. – Помолимся в этот час о людях, которые живут и страдают в Вифлееме и на Святой Земле. Помолимся о том, чтобы там наступил мир. Помолимся о том, чтобы израильтяне и палестинцы могли жить в мире единого Бога и в свободе. Помолимся также о соседних странах, о Ливане, о Сирии, об Ираке. О том, чтобы христиане в тех странах, откуда наша вера берет свое начало, могли сохранить свои жилища, чтобы христиане и мусульмане вместе строили общество своих стран в мире Божием».
В заключение своей проповеди Святой Отец вернулся к теме места Бога в нашей жизни: «Мы очень редко спешим делать Божье дело. Сегодня Бог не входит в число безотлагательных дел. Но Он является самой важной и единственной реальностью. Почему же тогда мы не должны быть охвачены любопытством увидеть Его вблизи и узнать, что Он нам сказал? Помолимся же о том, чтобы любопытство и радость пастухов тронуло в этот час и нас, и пойдем с радостью в Вифлеем – к Господу, Который и сегодня вновь идет к нам».
Утром в сам день Рождества, 25 декабря с.г., Бенедикт XVI провозгласил с балкона базилики Св. Петра свое Рождественское послание, после чего по традиции преподал благословение Urbi et Orbi («городу и миру»).
Исходным пунктом послания стали слова Псалма 85 «истина возникла от земли». Эта Истина приняла образ реального, рожденного женщиной Младенца. Несмотря на человеческие опасения, что Бог может быть отвергнут людьми, место на земле Ему всё же находится. Здесь – источник надежды для регионов, охваченных войнами и конфликтами, вопреки обещанному в пришествии Мессии миру. Папа непосредственно упомянул в этой связи Сирию, Святую Землю, Египет, Нигерию, Мали, Конго и Кению.
Он также высказал надежду, что власти Китайской Народной Республики сумеют по достоинству оценить вклад религии в созидание общества, а в связи с латиноамериканской проблематикой говорил о проблемах мигрантов и борьбе с преступностью. Социальные проблемы были затронуты в обращении, адресованном итальянцам.
Святой Отец поздравил свою паству и всех людей доброй воли с Рождеством на 65 языках, включая русский, украинский и белорусский. «Сердечно поздравляю всех с праздником Рождества Христова», — произнес он по-русски.